Вы здесь

И снова всё как в первый раз

Сегодня – 1 сентября. Впереди учебный год, который ставит новые задачи и перед учащимися, и перед педагогами.

В четверг за парты школ округа сядут 6 200 учеников – на 150 больше, чем в 2015 году. Первый раз в первый класс идут 749 мальчишек и девчонок. В прошлом году их было 680. Значит, с демографическими перспективами у округа все в порядке.

Со свежими силами приступают к работе учителя и воспитатели. И снова все начинается сначала: уроки, перемены, оценки, зачеты, экзамены... Каким он будет, наступающий учебный год?

Игорь Кошин, губернатор Ненецкого автономного округа:

– Экономическая реальность ставит перед нами новые задачи. Первая – продолжение оптимизации неэффективных административных расходов. На сегодняшний день округ недосчитывается трети своих доходов – это почти 5 миллиардов рублей. Речь идет не об урезании всего и вся, а о том, что нам необходима ваша помощь, знание системы изнутри, ваши новаторские идеи и предложения о том, где и как можно изменить систему, донастроить ее, чтобы, ни в коем случае не потеряв в качестве, снизить административные издержки.

Вторая – усиление работы по профессиональной ориентации наших школьников. В начале года мы столкнулись с серьезным ростом уровня безработицы. Обратились к потенциальным работодателям, в том числе к недропользователям. На бирже труда появились вакансии, их сейчас немало. И что вы думаете? Наши выпускники зачастую не готовы занять эти рабочие места. Они получали не то образование, которое сегодня востребовано. И свести две кривые – предложения и спроса на рынке труда – одна из главных задач департамента образования, культуры и спорта. Эту работу невозможно качественно выполнить без участия педагогов и их поддержки. Конкуренция на рынке труда стала высокой, и для того, чтобы быть к ней готовыми, школьники должны определяться с выбором профессии как можно раньше.

Третья задача – борьба с унынием и пассивностью. Сегодня от каждого из вас зависит, каким округ станет завтра. Если мы будем жаловаться на судьбу, тратить время на негатив и ничего не предпринимать, то что получим? Пришло время сплотиться и планомерно двигаться к результату. А этот результат – наши счастливые, умные, подготовленные ко взрослой жизни дети. Я уверен, что вместе мы справимся с любыми сложностями. У округа – достойное будущее, и это будущее создаем мы вместе.


Лиана Храпова, начальник управления образования департамента образования, культуры и спорта НАО:

– За последние годы требования родителей к школе изменились. Если в 90-е годы запросы были связаны с приобретением хороших знаний в рамках школьной программы, то сегодня они больше направлены на получение разностороннего образования, которое не ограничивается школьными уроками.

Приоритеты родителей расставлены следующим образом: на первом месте по значимости – уровень профессионализма педагога, затем – место расположения школы, организация образовательного процесса и уровень учебных результатов школьников.

Ориентиры российской школы на ближайшее будущее, на мой взгляд, – это единое образовательное пространство как равенство возможностей для доступа к определенной сумме знаний для каждого ребенка независимо от состояния здоровья и места жительства, индивидуальная траектория обучения для каждого ученика, усиление воспитательной части образования, чтобы сформировать устойчивые моральные принципы и критическое мышление, крайне необходимые в эпоху переизбытка информации, и возрастание в разы роли учителя, который должен будет не только давать детям знания, но и помогать развиваться.


Елена Белякова, директор школы поселка Каратайка:

– У нас большая школа – 130 учеников. Это каратайские ребята, а также из поселка Варнек, дети оленеводов СПК «Дружба народов» и общины «Ямб То». Первый раз в первый класс придут 12 ребят. Учебный год начинаем в боевом настроении, смотрим в будущее с оптимизмом. Хотелось бы, чтобы продвинулся вопрос со строительством нового здания пришкольного интерната. Сегодня ученики – а их более 60 человек – размещаются в двух зданиях, одно из них очень старое. Хотелось бы, чтобы дети жили в более достойных условиях. Отрадно, что к нам в Каратайку едут жить и работать из других регионов. В том числе и учителя. У нас есть педагоги из Калмыкии, Марий Эл...


Ольга Рочева, директор школы-сада поселка Хонгурей:

– Я 30 лет отработала учителем начальных классов, а в этом году возглавлю школу, сменив Екатерину Владимировну Хозяинову, которая много лет и много сил отдала профессии и теперь уходит на заслуженный отдых. Я понимаю, что на меня ложится серьезная ответственность, и слегка волнуюсь. Но, думаю, справлюсь.

Сама я из учительской семьи, моя сестра Светлана также работает педагогом, И наш отец Вячеслав Александрович Попов в свое время был учителем и директором Хонгурейской школы.

У нас 17 детей – десять воспитанников детского сада и семь школьников. Недавно здание школы признали аварийным. Поэтому в этом году нас ожидает переезд в детский сад. Но места хватит всем. Я привыкла, что учить и воспитывать детей надо невзирая на трудности.


Марина Голубина, директор школы села Нижняя Пеша:

Готовимся ко встрече детей, с нетерпением ждем первоклассников, их у нас в этом году восемь. И мечтаем, чтобы поскорее построили новую школу. Пока занимаемся в стесненных условиях – в интернате и здании детского сада. Летом мы, как обычно, провели косметический ремонт, поменяли линолеум, покрасили полы, закупили новые учебники. Дети в школу очень хотят. Говорят, что им уже надоело отдыхать. Кстати, нашей школе повезло с родителями: они очень ответственные и отзывчивые.


Татьяна Гулькова, заведующая детским садом села Нижняя Пеша:

– В конце августа вышли из отпусков все работники, и мы подготовились ко встрече. В этом году в учреждении будет 53 воспитанника. Первый раз в детский сад придут десять полуторагодовалых малышей. У нас очень красивое новое двухэтажное кирпичное здание. Летом сделали косметический ремонт, окрасили стены и потолки в спальнях и группах, облагородили территорию сада, покрасили прогулочные веранды, завезли в песочницы новый песок.


Ирина Рочева, заведующая детским садом села Несь:

– Весной мы выпустили 19 детей, все они 1 сентября идут в первый класс. Детский сад у нас крупный – 70 воспитанников, четыре группы, две из них разновозрастные. Все дети от трех лет и старше устроены, но сохраняется небольшая очередь среди малышей. Располагаемся в нескольких помещениях. Основное здание – 1935 года постройки плюс бывшее здание колхоза. Живем в ожидании строительства нового детского сада, а пока создаем уют в старых стенах. Нам требуется учитель-логопед. Надеюсь, кто-нибудь откликнется на эту вакансию и приедет к нам работать.


Юрий Канев, директор школы №1 г. Нарьян-Мара:

– У нас этот год будет юбилейным – школе исполнится 85 лет. Уже создан оргкомитет, в сентябре начнем подготовку, и весь год пройдет под знаком празднования юбилея.

Начинаем также взаимодействие с Нарьян-Марским объединенным авиаотрядом по профориентации учащихся. Хотим, чтобы в будущем наши выпускники становились летчиками, инженерами, диспетчерами. С приходом 112 первоклассников количество учащихся в нашей школе превысит 900 человек. Станет немного тесно, даже с учетом того, что учим ребят в две смены. Но, как всегда, мы полны оптимизма.


Людмила Болтовская, директор школы села Ома:

– К этому учебному году подходим с существенными достижениями и обновлениями. Я очень горжусь своими учениками и педагогами. В школу закуплено большое количество учебной литературы, в том числе учебники по ненецкому языку, отлично оборудованы кабинеты. У нас все есть для того, чтобы реализовывать новые идеи и продолжать развиваться. В этом учебном году в школе будут обучаться 122 человека, из них 14 – первоклассники.


Марина Горбачёва, директор школы поселка Нельмин Нос:

– В этом году школа встретит восьмерых первоклассников, всего у нас 90 учеников, 86 из них – дети коренной национальности. Ожидания от нового учебного года самые наилучшие. Будем продолжать сотрудничать с администрацией муниципального образования и с учреждениями поселка. Как и прежде, нацелены сохранять и передавать новым поколениям культурное и языковое наследие коренных народов Севера. Для нас это было, есть и будет главным приоритетом.