Каждый раз прибытие самолёта в далёкую Усть-Кару становится маленьким праздником. Люди встречают родных после разлуки или пытаются передать посылку в город. На аэродром, где садятся вертолёты и «аннушки», приезжают кто на чём.
Вот по тундре мчит к самолёту диковинный самоходный аппарат. Весело подпрыгивает на кочках и с лёгкостью преодолевает низенький густой ивняк. И весь он смешной и неказистый, точь-в-точь машинка из мульт-фильма про забавного поросёнка Фунтика. И хозяин под стать своему пепелацу. На досужие расспросы журналиста лукаво и по-доброму улыбается в усы.
– По должности я пенсионЭр, – шутит Иван Хатанзейский. – Раньше работал в колхозе «Красный Октябрь». Начинал учеником пастуха, закончил карьеру председателем колхоза.
На заслуженном отдыхе Иван Артамонович уже десять лет. Без дела не сидит. Хозяйственные хлопоты, рыбалка, охота. Если есть голова на плечах, а руки из правильного места растут, то всегда есть чем полезным себя занять. А его механический Фунтик, как называет хозяин свою самоходную повозку, верный помощник в делах.
– Это ребятишки, наверное, сломали, – пытается Иван Артамонович оживить заржавевший клаксон. – Каждый хочет посигналить. А может и от постоянной морской влажности что-то испортилось. Для меня «Фунтик» – незаменимая вещь в хозяйстве. Это же помесь рысака с трактором!
Самоделку на базе «Бурана» Иван Хатанзейский купил в соседней Воркуте. Местные левши специализируются на подковывании «блох» и производстве каракатов. Именно так называют лёгкие самодельные вездеходы с простейшей технической базой, оснащённые тремя или четырьмя колёсами. Ездят каракаты везде, благодаря шинам низкого давления. Их делают тоже кустарным способом – обдирают от лишней резины огромные покрышки от трактора или грузовика. Можно сделать «ободрыши» из самолётных колёс, только стоит дороже.
Обошлась покупка 160 тысяч рублей. Кабину для большего комфорта хозяин построил из подручных материалов. Ходит самоделка по ненецкой тундре уже пятилетку. Движок от «Бурана», привод идёт через кардан, позаимствованный от «Волги». Мощность – 28 лошадиных сил, говорит хозяин. Остаётся поверить на слово. Глядя, как уверенно и упорно забавный «Фунтик» движется по пересечённой местности, хочется верить, что «лошадки» под капотом резвые и выносливые. Топливный бак рассчитан на сорок литров бензина.
– Расход топлива больше, чем на «Буране», так как конструкция тяжелее, – поясняет Иван Артамонович. – Но я не засекаю. Один раз залил топливо и всё лето езжу. Использую, чтобы воду или тяжёлый груз перевезти. «Фунтик» даже спасателем побывал. Как-то дети пропали, попросили меня помочь в поисках...