Московский арбитраж удовлетворил иск Генпрокуратуры о возврате акций «Башнефти» государству, сообщает ТАСС.
Ответчиками по иску выступали частные владельцы нефтяной компании – АФК «Система» Владимира Евтушенкова, который сейчас находится под домашним арестом, ее инвестиционное подразделение «Система-инвест», а также сама «Башнефть».
«Суд удовлетворил иск Генпрокуратуры о возвращении 71% акций “Башнефти” в госсобственность», – объявили в суде по итогам прошедших слушаний.
Решение вступит в силу через месяц. Если оно будет оспорено в Девятом арбитражном апелляционном суде, то разбирательство продолжится. Поэтому обеспечительный арест с бумаг пока не снят. Представитель АФК, присутствовавший на заседании, и пресс-служба компании отказались от комментариев относительно намерения оспорить вердикт.
Приватизационные сделки, которые Генпрокуратура требовала признать незаконными, проходили в 1990-х. Тогда нефтяные, энергетические и нефтеперерабатывающие предприятия Башкирии скупали фирмы, связанные с группой «Башкирский капитал». Бенефициаром бизнеса, построенного на активах, которые распродавались из республиканской собственности, следствие считает Урала Рахимова, сына экс-президента Башкирии.
Приватизационные схемы в итоге привлекли внимание правоохранительных органов. По итогам проверки Счетная палата назвала приватизацию «самым беспрецедентным случаем похищения активов из госсобственности». Расследование по итогам этой проверки закончилось безрезультатно в мае 2010 года, но было возобновлено в 2014 году. Главным подозреваемым по делу о «серых» приватизационных схемах в Башкирии проходит сам Урал Рахимов, он находится в федеральном розыске.
Генпрокуратура аргументировала иск тем, что оспариваемые акции изначально были в федеральной собственности, а башкирские власти принимали решение о приватизации без разрешения федерального центра.
АФК «Система» начала скупать энергетические компании Башкирии в 2005 году, поэтапно наращивала доли в «Башнефти», четырех НПЗ, сбытовом «Башкирнефтепродукте» и «Башкирэнерго» и в итоге собрала контрольные пакеты этих компаний за 2 млрд долларов.
Компания Евтушенкова, выступающая ответчиком в суде, в приватизации не участвовала. Продавцом активов выступали структуры Урала Рахимова. Но, по мнению следствия, руководство АФК знало о юридической уязвимости башкирского ТЭКа и вошла в бизнес с существенным дисконтом.
В связи с этим Следственный комитет требовал расширить претензии к компании и обязать «Систему» вернуть не только акции «Башнефти» в госсобственность, но и полученные с них дивиденды за все годы владения. Для АФК – это 142,5 млрд рублей, а для «Системы-Инвест» – 47,5 млрд рублей. В четверг Генпрокуратура отказалась это делать, вызвав рост акций АФК «Система» на 16,5%.
Юристы АФК «Система» убеждали суд в чистоте сделки по вхождению в капитал компаний башкирского ТЭК – компания являлась добросовестным покупателем, а отчет о сделке направлялся в Росимущество.
«То есть Генпрокуратура не знала о незаконности приватизации акций, а АФК “Система” должна была знать», – заключил представлявший АФК на суде адвокат.
По оценкам ответчиков, цена покупки – 2 млрд долларов – на 80% превышала среднюю рыночную за полгода до сделки. «Если Генпрокуратура считает, что продажей акций “Башнефти” по решению правительства Башкирии был причинен ущерб, то пусть с него и требуют ущерб», – сказал адвокат АФК на заседании арбитража.
По его мнению, Генпрокуратура имела право требовать по иску не 71% акций, а 38%, так как большая часть акций передавалась рабочим безвозмездно, жителям региона – по льготным ценам. «Поэтому прокуратура может претендовать на 30-38% акций, иначе это можно считать деприватизацией акций», – сказал юрист АФК.
Основной акционер АФК был арестован 16 сентября.