Бизнес-омбудсмен представил доклад о результатах деятельности в 2020 году, в частности, проанализировал региональные меры поддержки, которыми смогли воспользоваться предприниматели во время пандемии
В интервью «НВ» уполномоченный по защите прав предпринимателей в НАО Герман Сопочкин рассказал о ключевых направлениях и о работе по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности в регионе.
– Герман Витальевич, с какими вопросами предприниматели обращались к вам в прошлом году?
– Характер большинства обращений связан с пандемией коронавирусной инфекции, из-за которой все мы оказались перед серьёзными вызовами экономического и социального характера. На втором месте – вопросы, касающиеся системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами. Чуть меньше граждане обращались по поводу налогообложения и уплаты страховых взносов.
Среди рассмотренных жалоб единой тематики не было. В прошлом году, например, рассматривались вопросы правомерности действий должностных лиц контрольно-надзорных органов в рамках осуществления производств по делам об административных правонарушениях, взыскания полученных предпринимателями субсидий. Рассматривались факты неправомерного изъятия предметов и оборудования, используемых в предпринимательской деятельности, нарушения прав бизнеса в сфере закупок для обеспечения государственных нужд, издания правового акта, необоснованно возлагающего на предпринимателей дополнительные обязанности. Права и законные интересы бизнеса защищали в судах.
– Прошлый год оказался непростым для бизнеса, закрывались кафе, рестораны, салоны красоты, фитнес-центры. Сократилось ли количество предпринимателей в нашем регионе в связи с ограничениями?
– Запреты и ограничения, введённые для предотвращения распространения инфекции, быстро и неблагоприятно отразились на бизнесе. Экономика страны потребовала новый пакет мер государственной поддержки для предпринимательства.
Федеральные, региональные и муниципальные меры поддержки для предпринимательства, диалог с органами власти для обсуждения объёма и продолжительности ограничений, формирование благоприятной налоговой среды – всё это отразилось на количественных показателях в региональной бизнес-среде.
Согласно сведениям Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС России, по состоянию на 10 февраля 2021 года количество предпринимателей по сравнению с началом прошлого 2020 года почти не изменилось – 1488. При этом среднесписочная численность работников – 4071 человек, что на 10,4% превышает показатель января 2020 года. Полагаю, что рост численности работников, занятых в секторе малого и среднего предпринимательства связан со снижением размера страховых взносов с 30% до 15% с апреля 2020 года, отсутствием в регионе длительных ограничительных мер по работе большинства видов бизнеса, а также оказываемой поддержкой со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.
Мы – один из немногих регионов России, где сохранилась и даже повысилась численность занятых в малом и среднем бизнесе. Выражаю огромную благодарность региональному бизнесу за стойкость и сохранение занятости в непростой экономической ситуации. В 2020 году многим пришлось затянуть пояса, а за каждым предпринимателем стоят люди!
– Какие региональные меры поддержки оказались наиболее полезны и востребованы для окружных предпринимателей на ваш взгляд?
– В регионе реализован ряд региональных и муниципальных мер организационной, финансовой, имущественной поддержки. Наиболее востребованной оказалась финансовая.
Во время введения ограничительных мер муниципальная казна города предоставила субъектам предпринимательской деятельности субсидии на возмещение части затрат на аренду помещений, а окружной бюджет – на оплату коммунальных ресурсов. Более того, микрокредитная организация «Фонд поддержки предпринимательства и предоставления гарантий НАО» по действующим микрозаймам снизили ставки до 3 %, а новые предоставлялись под 2%. Всего окружной микрокрединой компанией в 2020 году было выдано 70 таких займов на общую сумму 161,4 млн руб., из них 46 займов на сумму 90,8 млн руб. под 2%.
Среди федеральных мер поддержки самой популярной оказалась отсрочка по уплате налоговых платежей, а также субсидии на поддержание занятости населения.
– В вашем докладе отражены вопросы, которые осложняют ведение предпринимательской деятельности в Ненецком округе. К наиболее значимым вы относите сложившуюся ситуацию в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами. Почему?
– С октября 2019 года вступили в законную силу изменения в Постановление Правительства РФ №1156 «Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами», в соответствии с которыми, юридические лица и предприниматели должны в течение 15 дней с момента опубликования установленных тарифов на услугу по обращению с ТКО и текста типового договора направить региональному оператору заявку на заключение договора.
В случае её отсутствия на 16-й день договор считается автоматически заключённым на условиях типового и подлежит оплате потребителем. Несмотря на то, что процедура, с одной стороны, простая и понятная, у бизнеса возникает множество вопросов.
Высокий тариф в сфере ТКО, особенно в зоне деятельности регионального оператора МП ЗР «Севержилкомсервис», а также завышенные нормативы накопления ТКО в сфере торговли и общественного питания – существенно увеличивают финансовую нагрузку на бизнес.
Для всесторонней оценки ситуации за прошедший год я провёл ряд встреч с предпринимателями в городе, выезжал в населённые пункты.
Многие принципиально не согласны с установленными в приказе Департамента строительства, ЖКХ, энергетики и транспорта НАО нормативами накопления. Суть претензий проста: предприниматели хотят платить за реально вывезенные регоператором отходы. При расчётах за вывоз ТКО по нормативу тариф умножается на количество кубов, определённые в зависимости от специализации бизнеса. Предположим, торгует компания обувью, значит норматив учитывает всю упаковку. Но на деле компания получает обувь в коробках и продаёт её тоже в коробках. Упаковку покупатель уносит с собой. И за вывоз мусора платит сам.
Для обсуждения данной проблемы с профильным департаментом и представителями региональных операторов была создана рабочая группа. В результате работы на сегодняшний день удалось оформить необходимые документы для пересмотра нормативов накопления в сторону уменьшения. Надеюсь, что после согласования с российским экологическим оператором в ближайшее время соответствующий окружной нормативный правовой акт будет принят.
Считаю возможным рассмотреть вопрос о внесении изменений в схему обращения с твёрдыми коммунальными отходами на территории округа для снижения затрат на их транспортировку, следовательно, в тариф на услуги регионального оператора в сельских населённых пунктах.
Кроме того, необходимо продолжить работу по расширению практики оплаты образуемых ТКО по фактическим объёмам их накопления, особенно по второй зоне деятельности регионального оператора. Нам необходимо продолжать оказывать максимальное содействие предпринимателям при решении вопросов по организации контейнерного учёта или оборудованию контейнерных площадок.
– Как вы считаете, какие ещё меры нужно принять органам власти, чтобы разрешить проблемные вопросы окружных предпринимателей?
– Из проблем бизнеса актуальной является участие субъектов малого предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг. Полагаю, что укрупнение лотов и установление в конкурсных документациях о закупках высоких требований к опыту работы, для оценки квалификации участников закупок, затрудняет возможность окружным предпринимателям, обладающим достаточным опытом работы в регионе, быть победителями в указанных закупках.
В целях обеспечения конкуренции, критерии оценки квалификации в конкурсной документации, на мой взгляд, необходимо устанавливать на основании мониторинга опыта исполнения контрактов окружным бизнесом.
– Расскажите о результатах вашего участия в правотворческой деятельности?
– За прошедший год в органы государственной власти и местного самоуправления мной направлено порядка 30 мотивированных предложений по совершенствованию правового положения бизнеса, для исключения норм, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения или способствующих их введению, а также в целях содействия развитию добросовестной конкурентной среды. К примеру, разрабатывали универсальный порядок размещения нестационарной торговли на селе, предлагали учитывать некоммерческие организации в качестве резидентов Арктической зоны.
А если предпринимателя рассматривать как члена общества, то предлагали урегулировать вопрос получения предпринимателями социальных выплат на третьего ребёнка и другие. Большинство из них были учтены при доработке проектов правовых актов.
Пресс-служба Аппарата уполномоченных
Справка «НВ»
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в НАО принимает устные и письменные обращения по адресу:
г. Нарьян-Мар, ул. Ненецкая, д. 3. Тел. 8(81853) 2-12-68, электронная почта: uppnao@mail.ru. Также обращение можно оставить в электронной форме на официальном сайте бизнес-омбудсмена.