Вы здесь

А будет ли он, этот миллион?

На прошлой неделе в актовом зале районной администрации разгорелась жаркая дискуссия. Впервые за долгое время на депутатской постоянной комиссии по социальной политике рассматривали вопрос на миллион. В самом прямом смысле этого слова. Ключевой вопрос повестки заседания – денежная компенсация многодетным семьям взамен земельных участков. Неоднозначная калькуляция выплат стала предметом для серьезной полемики.

Из истории вопроса

Ответ перед депутатами держала начальник управления имущественных и земельных отношений Анастасия Голговская. В слайдах ее презентации – вся суть вопроса. Впервые речь о предоставлении земельных участков многодетным семьям зашла в послании президента России Федеральному Собранию от 30 ноября 2010 года. Спустя два года глава государства в одном из майских указов предлагает «разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей». В 2013 году появились соответствующие рекомендации для российских субъектов от Минрегиона, соответствующий пункт есть и в статье 39.5 Земельного кодекса РФ.  В этом документе со временем и была прописана возможность «предоставлять иные меры социальной поддержки взамен бесплатных участков». Норма действует с 1 марта 2015 года. Требование федерального закона № 161-ФЗ гласит о том, что бесплатные участки для многодетных семей могут предоставляться только с необходимой инфраструктурой. В свою очередь в окружном законе № 79-ОЗ прописано, что вне очереди участки получают многодетные семьи, имеющие инвалидов.

 – Установлены и предельные размеры предоставляемых участков. Минимальный размер везде одинаковый – 800 квадратных метров. А вот максимальный – разнится. В городе и поселке Искателей – 1200 «квадратов», в селах – 1500. В начале года в очереди на получение бесплатной земли стоят 484 семьи, из них подавляющее большинство городские (416 семей), 47 – из поселка Искателей, 21 – сельские, – приводит раскладку по цифрам Анастасия Голговская.

Докладчик надеется, что к следующему году искательские многодетные семьи все-таки получат участки. Три территории в поселке уже согласованы. В  Нарьян-Маре ситуация куда сложнее. 152 участка в районе Старого аэропорта размежеваны, но дальше дело пока не двигается, застряв где-то в судебных инстанциях.

Почем выплаты для народа?

Озвучив предысторию, Анастасия Голговская переходит к самой интересной части заседания. Поскольку в округе образовался серьезный дефицит земельных участков с подготовленной инфраструктурой, то вместо бесплатных квадратных метров многодетным семьям предложили денежную компенсацию. Проще говоря, семья стоит в очереди на получение участка, но вместо земли получает деньги, если, конечно, есть на то желание. 16 ноября прошлого года окружная администрация приняла соответствующее постановление, в котором были указаны суммы выплат по населенным пунктам. В самом выгодном положении оказались городские семьи. Вместо участка они могут получить миллион рублей, в поселке Искателей размер компенсации составил 600 тысяч рублей, в селах – 450 тысяч. Такой диссонанс по суммам не устроил искательских жителей. Депутаты поселкового Совета обратились с письмом в окружное Собрание депутатов, прося объяснить, откуда же взялись несправедливые, по их мнению, расчеты. Пожелание авторов эпистолярного обращения предельно простое: компенсировать всем одинаково, вне зависимости от места проживания.

 – Выплату мы привязали к двум позициям – кадастровой стоимости квадратного метра земельного участка и квадратного метра жилья. – поясняет Анастасия Голговская. Первым из депутатов берет слово Андрей Ружников, руководитель фракции «Родина» в окружном парламенте.

 – А почему вы привязали выплату к кадастровой стоимости? Нельзя ли всем многодетным  семьям дать по миллиону рублей или определить какую-то усредненную сумму, чтобы никого не обидеть, – вносит предложение Андрей Ружников.

 – Мы должны были сделать финансово-экономическое обоснование стоимости. Нельзя просто взять и дать всем по миллиону. Кадастровая стоимость участков известна и официально вычислена, на нее мы и опирались. Рыночная стоимость – величина непостоянная, ее мы в расчет не брали, потому что в тех же сельских поселениях рынок попросту не сформирован, – объясняет Анастасия Голговская.

 – С другой стороны, тут есть и обратная сторона медали. Так как рынок в селах не сформирован, то выплата миллионной компенсации обозначит стартовую цену для всех участков. Представляете, если земля в каком-нибудь поселке будет стоить миллион рублей? – вносит риторическую нотку в разговор депутат окружного Собрания, директор регионального молодежного центра Даниил Исполинов.

Скованные одной суммой

Председатель комитета регионального парламента Александр Лутовинов предложил подумать над целевым характером выплаты. Тем более, по словам Анастасии Голговской, в практике российских регионов есть прецедент. Например, в Ямало-Ненецком автономном округе тоже решили поддержать рублем многодетные  семьи. Вот только выплату в ЯНАО сделали сугубо целевой. Деньги можно потратить исключительно на приобретение жилья, погашение жилищного кредита или же на первоначальный взнос по жилищному кредиту.

 – Мы же акцентировали внимание на том, что земельный участок предоставляется в собственность, и его владельцы могут свободно им распоряжаться, например, получить и сразу же продать. Если же устанавливать целевые выплаты, то получается, такой подход не очень справедлив. То есть в Ненецком округе на сегодняшний день беспрецедентная мера социальной поддержки, – завершает мысль Анастасия Голговская.

 – По целевому характеру компенсации тоже есть вопросы, – подхватывает председатель постоянной комиссии Собрания депутатов НАО по вопросам государственного устройства и местного самоуправления Виктор Кмить. – Первоначальная идея с предоставлением бесплатного земельного участка – улучшение жилищных условий для многодетных семей. Была бы выплата целевой – нет вопросов, сумма привязана к стоимости участка, но мы всетаки ушли от целевого назначения, почему тогда такая разница в суммах между городом и Заполярным районом? Почему сельчане используют компенсацию по своему усмотрению, но меньшую в сравнении с нарьян-марским? Надо эти моменты проработать.

Налог – дело тонкое

Следующий вопрос на комиссии прозвучал уже из зала. Многодетный отец Владимир Санников поинтересовался, на каком основании из социальных выплат удерживают подоходный налог. Вместо положенного миллиона горожане получают 870 тысяч рублей, многодетные семьи из поселка Искателей – 522 тысячи, 391 тысячу рублей компенсируют сельчанам.

 – В пункте 1, статьи 217 Налогового кодекса приведен список доходов, которые не подлежат налогообложению. Выплаты многодетным семьям в нем нет, поэтому компенсация облагается налогом, – поясняет начальник окружного управления социальной защиты Светлана Канева.

Однако с таким прочтением документа в управлении земельных и имущественных отношений не согласились. На обсуждении темы Анастасия Голговская тактично промолчала, но уже после заседания комиссии рассказала корреспонденту «НВ», что строчку из пункта Налогового кодекса можно трактовать как раз в обратную сторону.

 – В статье сказано, что не подлежат налогообложению иные выплаты и компенсации, выплачиваемые по действующему законодательству. А по какому именно законодательству – не уточняется. Соответственно, мы вполне можем сослаться на окружной закон, и случай с выплатой многодетным семьям включить в эту строчку, – рассказывает Голговская.

Однако 15 многодетных семей округа уже получили денежные выплаты за минусом налога. Вернуть недостающие средства они, вероятно, попытаются через суд. По мнению руководителя управления земельных и имущественных отношений, шансы выиграть дело довольно велики. Главное – создать успешный прецедент.

Триста тысяч за обиду

Еще одна реплика – от многодетной мамы Ирины Муляк. Мол, у их семьи и вовсе получилась ситуация трагикомичная. Живут на Факеле, в поселке Искателей, до города – рукой подать.

 – Вроде несколько метров до города, а разница в компенсации – триста тысяч. Обидно, – разводит руками Ирина.

 – Конечно, обидно, – соглашается окружной депутат Виктор Кмить. – Но, к сожалению, здесь нет быстрых решений. Разве что объединиться с городом. Но это все теория и предложения, а реального выхода из ситуации нет.

Кстати, Ирина тоже внесла предложение. По ее мнению, налоговой двусмысленности можно избежать. Для этого выплату многодетным семьям нужно определить как социальную, на приобретение (строительство) жилого помещения. Дескать, по такому пути пошли в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах, Астраханской области и Республике Саха (Якутия). Тогда выплата точно не подпадает под налогообложение (п. 8, ст. 217 Налогового кодекса). Предложение Ирины и других солидарных с ней многодетных семей – включить выплату в государственную окружную программу  «Жилище».

По итогам заседания председатель депутатской постоянной комиссии по социальной политике Татьяна Бадьян выделила несколько главных тезисов, которые превратились в поручения для профильного управления. Во-первых, проработать вопрос по целевому характеру выплат. Во-вторых, окончательно решить, может ли кадастровая стоимость участка являться решающим фактором при определении суммы компенсации. Вопрос третий – определить правомерность взимания налога при выплатах.

 – Срок – до 1 марта. Успеете? – обращается Татьяна Бадьян к основному докладчику. Анастасия Голговская кивает. Постараемся.