Вы здесь

На зимние квартиры

Они вразвалочку сошли на берег / Фото автора

Завершив летний сезон, Ненецкая агропромышленная компания перевезла коров из Тельвиски в Нарьян-Мар.

Около двух месяцев находились коровушки на летнем пастбище. Рогатых красавиц доставили на двух баржах.

В нашем детстве стадо коров деревенских подворий называли почему-то табуном, хотя из всех возможных представителей табуна там находился только старый мерин пастуха дяди Пети. Ну, называли и называли, мы, пацаны, и не задумывались, почему так повелось: табун так табун – нам какая разница, лишь бы поскорее встретить свою корову, чтоб усвистать с чувством исполненного долга на улицу, зная твёрдо: сколь бы долго ни пробегал с ребятами, пропустив все мыслимые сроки ужина, – тебя будет ждать на летней кухне кринка вкуснейшего молока, с голоду не помрёшь.

А рассматривая картинку в учебнике старшей сестры, на которой люди в обрывках шкур что-то делали вокруг упавшего в яму большого мохнатого зверя с огромными закручивающимися зубами, мы с приятелем даже посочувствовали: ну вот, мол, не встретили вовремя табун – и провалился в яму такой большой бык, как его, тяжеленного, теперь доставать?!

Что-то подобное я и подумал, встречая баржи с коровами из Тельвиски: а вдруг упадёт которая-нибудь в реку, как вытаскивать будем?! Зря тревожился: коровы отнюдь не ломанулись всей гурьбой на берег, когда рабочие фермы опустили трап, словно пятиклассники на переменке в столовую. Рабочий даже продемонстрировал коровам надёжность мостика, попрыгав на нём для убедительности, но никто не спешил рисковать. Оно и понятно: в самом могучем скотнике от силы пять пудов легкомысленного весу, а в корове – никак не менее 20 пудов мудрости!

Наконец, старшая и самая авторитетная корова сначала понюхала трап, вдумчиво поразмышляла о чём-то, не спеша доверять такому хлипкому мостику, соединяющему баржу с фермой родной, – и лишь затем неторопливо, с чувством собственного достоинства, покинула баржу. Вот что значит истинная предусмотрительность! Примеру старшей уже более решительно последовали остальные коровы, стекая с борта баржи сплошным чёрно-пёстрым потоком.

Ожидая начала схода на берег, разговорились мы со встречающей питомиц дояркой, то бишь оператором машинного доения Мариной Басовой.

– Коровы жили в Тельвиске целое лето, отдыхали в санатории своём. Но – лето закончилось, травы уже практически нет, стало прохладно – пора завершать сезон, возвращаться на зимние квартиры, – рассказала Марина Николаевна. – Летовка, разумеется, пошла коровам на пользу: они и ноги размяли как следует, и напитались свежайшей травой витаминной, нагулялись на природе красивой. Всё-таки на ферме им довольно тесно, после дойки мы их выпускаем погулять во дворе, но это, конечно, совсем не просторы луговые. Возили на отдых три группы, каждая по 55–57 голов. Всё лето мы, доярки, добирались на пастбище на лодке или теплоходе, доили бурёнок. По реке на лодке – минут 20 ходу. На теплоходе возили молочную машину, чтобы забрать молоко.

Животноводы всегда рады, когда животным хорошо. Марина Николаевна заметила, что коровы стали лучше выглядеть, повеселели как-то. Летом они дают молока и больше, и оно вкуснее – сказывается питание свежим разнотравьем и вольный выпас. На комплексе обслуживаются шесть дойных групп, по две доярки на группу и плюс подменные доярки. Стадо на лугах Тельвиски пасли четыре пастуха на лошадях. «Табун» отправляется на летовку ежегодно, животные уже привыкли, и всё равно: на баржу коров заманить – дело непростое. Посложнее, чем спустить на берег.

Марина Басова – из Луганска. Приехала в наши края ещё в 2014 году. Держали Басовы хозяйство: огород, корова. На ферме Марина Николаевна прежде не работала, но решила попробовать. Стажировалась две недели, наставница всё доходчиво объяснила. Потом поработала подменной дояркой, затем получила группу коров.

– Бежали с семьёй от войны – со мной и дочь, и маленькая внучка, – рассказала наша собеседница. – Ничего у нас не было. Но теперь всё хорошо. А коров я люблю. Недавно по здоровью пришлось переходить на лёгкий труд – трудилась два года кухонной рабочей в детском саду «Умка» – так соскучилась по бурёнкам! Едет мимо наш автобус – душа разрывается: «Наши едут!» Теперь окрепла – вернулась на ферму. А сегодня у нас праздник – коровы приехали!

Тем временем все животные спустились на берег, поднялись к дороге. Старшая, та самая «авторитетная», несколько потеряла в статусе – здесь впереди в роли вожака табуна выступает юркий фырчащий тракторок, к которому животные, видимо, давно привыкли – идут за ним дисциплинированно. Правильное решение: ферма-то родная рядышком уже – рукой (копытом) подать, и никаких ловчих ям, как у первобытных колхозников, на дороге не предусмотрено. Добро пожаловать на зимние квартиры!