Продолжаем публиковать работы призёров окружного конкурса эссе «Моя формула успеха»
Организаторы конкурса – Ненецкий региональный центр развития образования. В этом номере публикуем эссе учителя начальных классов школы № 5 Агнии Игоревны Чупровой. Она стала первой в номинации «Наставник в моей профессиональной карьере».
В профессии педагога нет случайных людей. Рутина педагогической работы ещё в период практики мелким сито отсеивает лишних. Горнило различных трудностей на протяжении всей деятельности будет не раз проверять на прочность и твёрдость решение учить других.
Как правило, в школу приходят по зову сердца, ведомые желанием изменить мир к лучшему через умы и души детей. Но даже самое горячее сердце и самые светлые идеи в начале пути сталкиваются с суровой реальностью: ворохом бумаг, первым неудачным уроком, немым вопросом в глазах учеников и горьким вопросом в собственной душе: «А смогу ли я?».
В этот момент судьба посылает того, кто становится опорой, проводником и примером. Таким человеком в моей профессиональной судьбе стала Валентина Анатольевна Савинская, учитель начальных классов с многолетним стажем, мой наставник и мой маяк в мир учительства.
Помню наш первый диалог в учительской после моего провального открытого урока. Я, молодой специалист со стажем работы учителем всего месяц, полный теоретических знаний из университета и уверенности в своей гениальности, получила суровую, но справедливую оценку: «Дети на твоём уроке были зрителями, а должны быть актёрами, соавторами, исследователями. Ты показала, как здорово знаешь тему ты, но не помогла её открыть им». Эти слова были как ушат холодной воды. Но затем Валентина Анатольевна улыбнулась и сказала: «Зато есть огромный потенциал. Приходи завтра на мой урок. Посмотри, как это делаю я».
И я пришла. И не раз. И это было откровение. Я увидела не урок, а живой, дышащий организм. Валентина Анатольевна не «давала материал», она «будила мысль», заставляла думать, вызывала желание учиться. Её класс был если не сценой теа-
тра, где спорили Буратино и Мальвина об очередной задаче или упражнении, где каждый из учеников мог выбрать сторону спорящих, подбирал аргументы или исправлял сам себя в случае ошибки, а сложнейшая тема усваивалась через игру. Она не боялась ни тишины, давая детям время подумать, ни шума, мастерски направляла их рассуждения в нужное русло. После урока не дала мне готовых рецептов, а задала вопрос: «Что из увиденного ты могла бы применить уже завтра на своём уроке? Давай вместе подумаем».
Именно это «давай вместе подумаем» стало ключевым принципом нашего наставничества. Валентина Анатольевна не указывала, а направляла. Она не исправляла мои конспекты красной ручкой, а задавала наводящие вопросы: «Какой цели ты хочешь достичь этим заданием? Как ты поймёшь, что каждый ученик его усвоил? Что сделать, чтобы заинтересовать того мальчика с последней парты?». Она научила главному: видеть за тетрадками и оценками – личность. Ребёнок не ленив, он потерял мотивацию. Он не грубит, а пытается самоутвердиться и таким образом кричит о помощи. Она научила меня искусству диалога – и с учениками, и с родителями.
Но самый главный урок, который я получила от своего Наставника, – это урок непрерывного профессионального и личностного роста. Валентина Анатольевна в свои годы с лёгкостью откликалась на изменения в образовании, чтобы быть ближе к детям. «Они живут в этом мире, – говорила она, – и мы должны говорить с ними на одном языке, чтобы вести их за собой в мир знаний». Её жажда познания, смирение перед профессией и бесконечная любовь к детям были заразительны. Она показала, что авторитет учителя строится не на страхе и строгости, а на уважении, компетентности и искренней доброте.
Спустя годы я с благодарностью вспоминаю каждую минуту, проведённую рядом с Валентиной Анатольевной. Она не просто помогла мне «выжить» в первые годы работы, она заложила в меня фундамент моей педагогической философии. Теперь, когда ко мне приходит практикант, я с радостью говорю ему: «Давай вместе подумаем». Я стараюсь быть для него таким же маяком, каким для меня была Валентина Анатольевна – не ослепляющим ярким светом, а уверенным, тёплым и постоянным лучом, который помогает не сбиться с курса в великом и бескрайнем море под названием Педагогика.
Именно в этой непрерывной эстафете опыта, поддержки и мудрости, передаваемой из рук в руки, и кроется вечная сила и преемственность нашей профессии. Я благодарна судьбе за своего наставника, и теперь моя задача – с честью нести это звание дальше.
Агния Чупрова