Вы здесь

Надёжный партнёр региона

Алексей Дитятев: Рыбакколхозсоюз выполняет все свои социальные обязательства перед Ненецким автономным округом, в том числе по  обеспечению жителей рыбной продукцией / Фото Екатерины Эстер

Ненецкий рыбакколхозсоюз живёт не только сегодняшним днём, но и просчитывает свой бизнес-маршрут на два шага вперёд.

 

В условиях пандемии и жёсткой конкуренции Ненецкий рыбакколхозсоюз делает ставку на расширение ассортимента и обновление материально-технической базы. О дне сегодняшнем и об итогах уходящего года наш разговор с руководителем НО «Ненецкий рыбакколхозсоюз» Алексеем Дитятевым.

 

В условиях форс-мажора

 

Подводя итоги сезона, Алексей Алексеевич рассказал, что год выдался для Рыбакколхозсоюза непростым. Пандемия коронавируса повлияла как на темпы морского вылова, так и на ценовые показатели реализации сырья. Однако предприятию удалось в сложных условиях сохранить и темпы вылова и даже немного превысить прошлогодние показатели.

– Объёмы вылова в море немного больше, нежели в сложную путину 2020 года, – рассказал Алексей Дитятев. – Увеличили вылов ряпушки. Несмотря не на самую хорошую промысловую обстановку, планируем освоить порядка 85% морских квот. Однако, подчеркну, что такие показатели практически у всех наших коллег по бассейну. Конечно, сказывается пандемия. Поэтому в Мурманске провели вакцинацию всех своих сотрудников. Мы ни в коем случае не можем допустить, чтобы из-за одного члена экипажа всё рыболовецкое судно встало на вынужденный карантин в порту на несколько недель. Для нас это очень дорогое удовольствие, особенно в период путины.

Между тем избежать форс-мажора не удалось. В самый разгар путины встал под «жёлтым» флагом портового карантина траулер-морозильщик «Серпухов», который входит в рыбопромысловый флот организации.

– Под «жёлтым» флагом, как мы называем карантин, в связи с пандемией судно простояло в порту полтора месяца, – уточняет Алексей Алексеевич. – И это было, подчеркну, самое промысловое время. Это ещё одна причина, из-за которой не освоена морская квота. Таким образом, если бы не пандемия, общий наш улов в море мог быть примерно на 500 тонн больше.

В 2016 году со стапелей в Стамбуле сошёл по заказу Рыбакколхозсоюза современный среднетоннажный траулер «Печора». Время показало, что решение строить новое высокотехнологичное судно было абсолютно верным. Траулер с лихвой оправдывает вложенные в него средства Рыбакколхозсоюза.

– Плановый доковый ремонт «Печоры», своего основного судна, провели в порту Мурманска, – продолжает наш разговор Алексей Дитятев. – Изначально планировали провести его в одном из скандинавских портов. Но из-за пандемии планы поменяли. Большую помощь нам оказали в Федеральном государственном унитарном предприятии «Атомфлот». Специалисты провели плановый ремонт в одном из своих доков.

Возвращаясь к теме модернизации рыбопромыслового флота Рыбакколхозсоюза, Алексей Алексеевич подчеркнул, что сегодня это главный тренд организации.

– Арифметика простая. Если мы не вкладывали свои деньги в модернизацию нашего флота, окружные рыболовецкие колхозы не выжили бы. А предприятие лишилось бы квот на вылов ценной рыбы в море, – уточнил собеседник, добавив при этом, что допустить этого было нельзя.

 

«Заполярье» на смену «Серпухову»

 

Минувшим летом самое крупное рыбодобывающее предприятие Ненецкого автономного округа пополнило свой флот ещё одним современным высокотехнологичным траулером.

Решение было принято не спонтанно. В конце января 2022 года истекает срок разрешительных федеральных документов на использование в ходе путины траулера-морозильщика «Серпухов». Судно 1986 года постройки, по оценке специалистов, физически и морально устарело. И вкладывать деньги в его ремонт уже бессмысленно.

– Ремонтировать его бесполезно, судно низкоэффективное, построенное ещё в советские годы. Ветеран своё уже честно отработал. И мы прекрасно понимали, что силами одной лишь «Печоры» нам квоты не использовать. В связи с этим в марте руководство Рыбакколхозсоюза приняло решение о приобретении современного рыболовецкого судна, – рассказал руководитель организации.

Из-за пандемии строительство новых рыбопромысловых судов как в России, так и в Европе фактически остановилось. Предложения на рынке сегодня очень ограничены. Поэтому решено было подбирать работоспособный морской траулер. Выбор пал на исландское рыбопромысловое судно, оснащённое современной технологической линией по производству филе трески. В августе был подписан договор купли-продажи. А уже в сентябре траулер перегнали в норвежский порт Киркенес. Сейчас специалисты лицензированных компаний ведут его доработку под стандарты и требования нового владельца – Ненецкого рыбакколхозсоюза.

– Судно не новое, но очень работоспособное и современное, – рассказал Алексей Алексеевич. – Но самое главное, что это судно-фильтровщик, оборудованное линией по производству филе трески. Это даёт Рыбакколхозсоюзу возможность производить дополнительно продукцию с высокой добавленной стоимостью, более эффективно использовать биоресурсы моря. «Заполярье» заменит «Серпухов» с лихвой. И с его приобретением мы поднимемся на совершенно другой уровень. Начнём продавать, в том числе за границу, значительно более качественную и дорогостоящую продукцию.

Современному траулеру дали имя «Заполярье». Экипаж уже прибыл на его борт и осваивает технологию производства филе трески. После прохождения процедуры регистрации в Российском Морском Регистре он перей­дёт в порт Мурманска и приступит к своим трудным морским промысловым обязанностям.

Алексей Дитятев уточнил, что по своим техническим характеристикам траулер лишь немного уступает «Печоре». Чуть меньше в объёмах, но по общим параметрам очень близок.

В ходе беседы интересуюсь: насколько достоверна информация, озвученная накануне в соцсетях округа, что новое судно «Печора» приобретено, якобы за счёт средств округа?

– Траулер «Печора» был построен за счёт средств семи рыболовецких колхозов, которые входят в НО «Ненецкий рыбакколхозсоюз», – пояснил Алексей Дитятев. – Никаких других источников финансирования не было. Ни копейки государственных средств не использовано. Подчеркну, рыболовецкие колхозы, накопив деньги, продолжают обновлять свой флот. Они имеют на это полное право.

По расчётам руководства Рыбакколхозсоюза, траулер «Заполярье» выйдет на промысел ориентировочно в конце января. Профессиональному экипажу предстоит сложная, но вполне выполнимая задача: освоить исландскую линию по производству филе трески. А эта дорогостоящая продукция очень востребована сейчас на европейском рынке. Филе трески, произведённое в открытом море на судне-заводе, по качеству значительно лучше, нежели схожая продукция, сошедшая с линии на заводе на берегу.

– Основная наша задача в первую очередь научиться на нём работать. И сделать так, чтобы оно работало в путину с полной нагрузкой. Второй важный ориентир – скорее начать выпуск в море новой продукции филе трески, – уточнил Алексей Алексеевич. – Понятно, что экипажу понадобится время, чтобы настроить линию, привыкнуть к судну. Думаю, что не всё сразу будет гладко. Но есть уверенность, что к летней путине «Заполярье» начнёт полноценно работать.

Специалисты отдела флота уверены: с выходом «Заполярья» на морской промысел, задачи «Печоры» немного расширятся. Основной траулер будет менять районы промысла. Перед ним встанут новые цели вылова: селёдка, скумбрия.

– Думаю, что на будущий год осенью, когда будем делать очередной завоз новой свежей продукции в родной округ, филе трески собственного производства обязательно привезём в Нарьян-Мар, – раскрыл планы Алексей Алексеевич.

 

Индекс социальной активности

 

Рыбакколхозсоюз выполняет все свои социальные обязательства перед Ненецким автономным округом. В том числе по обеспечению жителей рыбной продукцией. Стабильно работает в Нарьян-Маре рыбоперерабатывающий цех СПК РК «Андег» и фирменный магазин «Аргус». Сегодня ассортимент цеха представлен 45 наименованиями. Объём реализации рыбной продукции горожанам составляет ежегодно около 120 тонн.

– Рыбоперерабатывающий цех успешно работает и выполняет поставленную перед ним задачу, – продолжает наш разговор Алексей Алексеевич. – Коллектив молодой и сплочённый. Спектр выпускаемой продукции очень широк: от свежемороженой рыбы до готовой продукции. Вся продукция хорошего качества, нареканий со стороны горожан нет. В прошлом году начали выпуск трёх новых видов консервов из щуки, язя и пеляди.

Большая нагрузка обычно в конце сезона, ближе к новогодним праздникам. Основной ассортимент: рыба холодного и горячего копчения, солёная, а также полуфабрикаты. Вся готовая продукция реализуется в фирменном магазине «Аргус». За год перерабатывается до 50–60 тонн рыбной продукции. Реконструкция цеха, проведённая пару лет назад за счёт собственных средств Рыбакколхозсоюза, позволила увеличить объёмы и ассортимент, повысить качество. Была построена пристройка, в которой установили оборудование для шоковой заморозки.

Вместе с тем, Алексей Дитятев признаёт, что цех убыточен. В среднем ежегодно Рыбакколхозсоюз дотирует 15–18 млн руб. для стабильной и бесперебойной работы рыбоперерабатывающего цеха СПК РК «Андег».

– Но мы идём на этот убыток сознательно, не просим дотаций у округа на поддержку своего рыбоперерабатывающего цеха, – подчеркнул Алексей Дитятев. – Скажу прямо и ответственно: это наш вклад в укрепление продовольственной безопасности Ненецкого автономного округа, наш вклад в развитие региона в рамках подписанного ранее Соглашения о социально-экономическом сотрудничестве.

Напомним, что в декабре 2018 года Администрация НАО и председатели семи рыболовецких колхозов, которые входят в состав Ненецкого рыбакколхозсоюза, подписали Соглашение о социально-экономическом сотрудничестве до 31 декабря 2023 года.

Документ направлен на обеспечение стабильной работы рыбохозяйственного комплекса региона и повышение социальной защищённости трудовых коллективов рыболовецких колхозов. Кроме того, целью соглашения является обеспечение населения округа рыбной продукцией и решение вопроса занятости.

Для реализации условий Соглашения была создана рабочая группа с участием глав поселений. Задачи вполне понятны: все экономические успехи Рыбакколхозсоюза, зарегистрированного в НАО, приносят дополнительные доходы в бюджет региона.

В рамках социального партнёрства с администрацией региона Рыбакколхозсоюз оказывает социальную и материальную поддержку окружным сёлам, сельским школам и детсадам в организации праздников. Без ответа не остаётся ни одно обращение. Адресно помогают пенсионерам, сельским ветеранским организациям в муниципалитетах округа.

– Мы не намерены сбавлять темпов работы. Несмотря на внешние вызовы, связанные с пандемией и капризами мирового рынка, повышаем планку экономической эффективности. С приобретением нового траулера за счёт собственных средств, конечно же, эта планка поднимется. Появятся новые задачи, новые цели. Рыбакколхозсоюз, вопреки форс-мажору, выполняет все свои социальные обязательства перед округом, – подытожил наше интервью Алексей Дитятев.

 

Справка «НВ»

В НО «Ненецкий рыбакколхозсоюз» входят 7 рыболовецких колхозов: СПК РК «Андег», СПК РК «Победа», СПК РК «Родина», СПК РК им. Ленина, СПК РК «Сула», СПК РК «Северный Полюс» и СПК РК «Заполярье». Общая численность работников – свыше 300 человек, из них 147 – на промысловом флоте.