Вы здесь

Я прирождённый ремонтник

Пётр Кузьмич Корепанов вносит большой вклад в развитие пассажирского транспорта в Нарьян-Маре / Фото из архива П. К. Корепанова

Так говорит о себе Пётр Кузьмич Корепанов.

8 декабря начальник ремонтно-механических Нарьян-Марского автотранс­портного предприятия, Кавалер ордена Почёта Пётр Корепанов отметит 70-летний юбилей.

В его трудовой книжке значится лишь одно место работы – АТП. Уже почти полвека он вносит свой немалый вклад в развитие пассажирского транспорта столицы Заполярья.

 

На улице Победы

 

Год рождения героя этого очерка – 1953-й. Двухэтажный дом на 28 квартир, где жила когда-то большая семья Корепановых (сейчас на этом месте стоит Ненецкая окружная библиотека), находился на улице Северной, которая в 1965 году была переименована в улицу Победы в честь 20-летия разгрома фашистской Германии.

В честь погибших земляков – защитников Отечества там был открыт обелиск Победы.

Ещё до рождения Петра их семья жила в Лабожском. Мама Елена Андреевна работала на ферме. Отец Кузьма Афанасьевич, кадровый речной моряк, в годы войны ходил на мотоботах в устье Печоры.

Рыбаки были на брони, ведь фронту и тылу требовалась рыба. Рыбачьи ботики, приписанные к Беломорской военной флотилии, числились к военным судам – на палубах стояли пулемёты, на корме лежали глубинные бомбы. Команды в любой момент могли дать отпор при появлении врага.

Пётр вспоминает, что в 50-е годы жили небогато, но очень дружно. Соседи помогали и с уважением относились друг к другу. В общих коридорах всегда было чисто.

Ребята много времени проводили на улице. И взрослым помогали по хозяйству. Приучались к труду с ранних лет.

– Во дворе всегда было шумно и весело. Нас, пацанов, много. И другие семьи многодетные. У моего лучшего друга Алёши Соколова брат работал в автоконторе, мы с товарищем часто бегали в гараж смотреть, как ремонтируют машины, – рассказывает ветеран.

Петру очень нравилось это дело, он ещё подростком решил, что свяжет свою жизнь с автомобилями.

В 1961 году их семья переехала в Качгорт.

 

Школьные годы

 

С главной обязанностью подростка – хорошо учиться – наш юный герой в восьмилетней школе №5 справлялся вполне успешно. Особенно нравились ему математика, алгебра, история.

Директором школы был Юрий Михайлович Полуэктов. Позднее учебное заведение возглавил Евдоким Евдокимович Торцев, который вёл в их классе историю. До него предмет увлекательно преподавала Александра Ивановна Шутова. Математику и алгебру – Антонина Фантиновна Синченко.

– У нас были известные, уважаемые учителя. То, что они в нас тогда вкладывали, помогло нам в жизни и в дальнейшем обучении. Многое помню. Очень всем благодарен за науку, за то, что пробуждали в нас тягу к знаниям, – вспоминает собеседник.

 

Впервые на море

 

За хорошую учёбу, активную общественную работу и успехи в спорте пятиклассник Петя Корепанов был поощрён путёвкой в знаменитый «Артек». Такой же награды была удостоена ученица Маша Лудникова.

«Артек» – магическое слово для детей пионерского возраста в 60-е годы. Все знали, что это самый лучший пионерский лагерь в Советском Союзе для мальчишек и девчонок.

Там он впервые увидел море! Момент незабываемый до сих пор. Пионерские костры с песнями, новые друзья, походы, южная природа – всё ему было очень интересно.

«Артек» включал в себя несколько лагерей: «Кипарисный», «Лазурный», «Морской» и «Прибрежный». Их сентябрьская смена проходила в «Горном» – ближайшем к знаменитой горе Аюдаг. Ребята сочетали отдых с учёбой.

– Наш одноэтажный корпус находился в отдалении от других. Сейчас, чуть повыше прежнего, выстроен новый. А нашего уже нет. Но лестница, по которой мы поднимались, осталась. По телевизору как-то смотрел программу про «Артек» и узнал знакомые места, – вспоминает он.

 

Приехал на собаках и показал класс

 

Старший брат Петра – известный в округе общественный деятель Вячеслав Кузьмич Корепанов – одно время в молодые годы руководил клубом краеведов при Доме пионеров.

Участники клуба собирали исторические материалы, ходили в походы по сёлам с художественно-просветительскими программами. Как-то направились в Красное, где был запланирован самодеятельный концерт для сельчан.

Основная группа шла в посёлок на лыжах. У Пётра был первый юношеский разряд по лыжам, но он решил добираться до места на собачьей упряжке. Тогда многие держали домашних питомцев не только для охраны домов, развлечения, но и как ездовых собак.

Вот и наш герой прибыл к посёлок на этом виде транспорта.

Участница концерта Вера Мальцева хотела исполнить танец, но, как оказалось, никто из краеведов не сможет выступить с ней в качестве партнёра. Тогда Петя вызвался помочь и попросил показать ему основные элементы номера. В итоге через несколько минут они вышли на сцену и так станцевали, что пришедшие на концерт красновцы бурно аплодировали. У всех со­здалось впечатление, что номер отлично подготовлен.

Вячеслав Кузьмич вспоминает, что младший брат был музыкально очень одарён. Имел хороший слух и танцевал просто здорово.

 

В любом деле главное – практика

 

После окончания восьмилетки Пётр решил поступать в горьковский автотранспортный техникум. Благо старший брат Василий уже прошёл там профессиональное обучение и успешно трудился в нарьян-марском АТП.

Это учебное заведение считалось лучшим в стране в своей области, базовым для всех аналогичных техникумов. Студенты проходили обучение на передовых автопредприятиях Горького (сейчас Нижний Новгород). Показательно, что ещё в конце 60-х в лабораторном корпусе техникума уже был стенд для диагностики автомобилей. Учащиеся сами собирали во время практики двигатели ГАЗ-51, которые потом отправлялись работать на разные предприятия.

– Я проходил практику в грузовом автотранспортном объединении № 6. Парк насчитывал около 800 единиц машин. К этому времени мы уже выучились на водителей категории В и С. Руководство считало, что выпускники – техники-механики по обслуживанию и ремонту автомобилей – сами должны уметь управлять любым транспортным средством, – продолжил рассказ Пётр Кузьмич.

А ещё во время практики в 1972 году их на два с половиной месяца командировали на уборку хлеба в Алтайский край. Можно было успешно потрудиться и неплохо заработать. Приобрести дополнительный опыт на полевых станах. Ветеран помнит, что за время работы ему начислили 450 рублей. Если учесть, что в среднем по стране водители получали по 120–130, то для студента это было очень даже хорошо.

 

Служу Родине!

 

Сразу после окончания техникума Петра призвали в армию. Род войск – связь. Сначала была учебка в Казахстане, где проходили спецкурс по дизельно-энергетическим установкам.

– То, что нам преподавали, мне было уже известно, – с улыбкой вспоминает наш юбиляр, – и, чтобы я не мешал своими поправками и замечаниями лектору – офицеру, он отправил меня на изготовление наглядных пособий разных технических устройств.

Прошло три месяца и сержант Корепанов прибыл в расположение одной из воинских частей в Якутии.

До сих пор Пётр Кузьмич хранит фотографии товарищей по воинской службе и с теплом вспоминает всех, с кем делил радости и трудности армейской жизни.

 

Предприятие, ставшее родным

 

После демобилизации молодой человек вернулся домой. И сразу пошёл устраиваться механиком в АТП.

Начальником предприятия тогда был Макар Егорович Дитятев. Первый месяц молодой человек отработал слесарем, затем назначили механиком.

– Мы тогда трудились в паре с Василием Алексеевичем Самцовым. В 1975 году произошло резкое увеличение автопарка. Получили 20 грузовиков ЗИЛ-130 и автобус ПАЗ-3201. Затем ещё 6 автобусов ПАЗ-672 и 9 – ПАЗ-3201. Все они выполняли заказы «Комигазпрома». Произошло увеличение мощностей более чем в два с половиной раза! Работать приходилось иногда и в выходные, – вспоминает ветеран.

Основная сложность была в том, что ремонтных боксов было всего три, куда мог войти только один ЗИЛ и ПАЗик с трудом. Но, несмотря на все трудности, ремонтники старались обслуживать машины качественно.

С годами предприятие росло и крепло. Сегодня там продолжают активно наращивать материальную базу, возводят новые гаражи, цеха, и условия труда становятся комфортнее.

Во всех преобразованиях самое непосредственное участие принимает теперь уже начальник ремонтно-механических мастерских МУП «Нарьян-Марское автотранспортное предприятие» Пётр Кузьмич Корепанов.

За добросовестный труд он не раз был удостоен почётных наград и званий, среди них и знак отличия «За заслуги перед городом Нарьян-Маром».

А в начале года по указу президента России «за достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу» ветерану вручили заслуженный орден Почёта. Достойная награда к юбилейной дате.

– Конечно, это приятно, – сказал юбиляр, – но прямо скажу, что считаю этот орден заслугой всех коллег. Что бы я без них делал? У нас замечательный коллектив и грамотные руководители. Предприятие развивается и это не может не радовать.

На вопрос, почему имея все водительские категории, он не выбрал профессию шофёра, ответ был краток и прост: «Я прирождённый ремонтник».

 

Постскриптум

 

Пётр Кузьмич отличный наставник для молодых специалистов и пример ответственного и верного служения выбранному делу. За время работы подготовил и вырастил не один десяток специалистов, передавая свой бесценный опыт.

В своём коллективе он поддерживает атмосферу ответственности и требовательности, доброжелательности, заинтересованности в достижении поставленных целей.

Его коллеги, друзья и знакомые в ознаменование прошлой юбилейной даты ветерана писали о нём:

«Петр Кузьмич – глыба! Пример профессионализма, самоотдачи и мастерства».

«Если в городе водитель не знает Кузьмича, значит, он не местный. АТП и он – одно целое».

«Наш Человек. Прекрасный Специалист. Мастер – Золотые Руки! Таким знаем и его брата Василия Кузьмича. Династия! Честные, неподкупные парни – умники, знающие своё дело ОТ и ДО!

И таких отзывов десятки.