Вы здесь

Два поколения – общие ценности

В Ненецком округе 20 ноября первый раз отметили новую памятную дату – День оленно-транспортных батальонов. Оленеводов, воевавших на Кольском полуострове, в НАО, к сожалению, уже не осталось. Но дети и родственники участников оленных соединений помнят о них и могут многое рассказать.

Встречу потомков участников оленно-транспортных батальонов и современной молодежи организовали Общественная молодежная палата НАО и НКО «Реализация гражданских инициатив».

Кроме того, в преддверии памятной даты в Туристическом центре НАО состоялась военно-спортивная игра. Но обо всем по порядку.

Председатель правления регио-нального филиала «Гражданских инициатив» Николай Дуркин рассказывает об игре:

– Мы решили ко Дню памяти оленно-транспортных батальонов ближе приобщить молодое поколение, постараться, чтобы эта дата не стала очередным малопонятным мероприятием. У нас здесь собрались ребята от 13 до 18 лет из школы-интерната и городских школ №1 и № 4. Сегодня состоится игра в лазертаг, где мы постараемся смоделировать бой с участием оленно-транспортного конвоя.

Пока игра не началась, все сидят в одном из туристических чумов и подкрепляют силы горячим оленьим бульоном и чаем. Порции большие, еды много. Ксения Филипповна Явтысая на правах хозяйки чума никого не обделила, в том числе и вечно голодных замерзших журналистов. За это ей отдельное спасибо!

Впрочем, едой дело не ограничилось. Лазертаг – игра военно-спортивная. И тактическая. Спорт здесь, как в настоящей войне, конечно, важен, но все-таки не играет первостепенной роли – ведь пуля может сразить каждого, в какой бы отличной физической форме он не был.

В лазертаге важны тактика, меткость, командная работа. И наблюдательность – игра началась после захода солнца, а все участники надели маскхалаты. Парни оживились – некоторые экземпляры лазерного оружия представляют собой копии реальных образцов, а иные выглядят как футуристичные стволы из фантастических фильмов.

Дальнобойность достаточно высока, поэтому перестрелки как в детской игре с двух шагов тут не бывает. Главное – меткость и правильная позиция.

Суть игры проста – подстрелить оппонента. Специальный датчик на костюме игрока распознает сигнал, поданный с оружия, после чего зажигает лампы на головной повязке. Когда голова бойца «светится» красным цветом – значит, он «убит» и не имеет права стрелять в противника. Конечно, подстреленных никто не заставляет валяться в снегу. Убитые, сверкая в темноте красными огнями, идут в чум отогреваться чаем.

Две группы осторожно петляют мимо невысоких кустиков, растворяясь в полумраке. Шипят и потрескивают рации, слышится имитация стрельбы и писк сигналов на попадание.

Ксения Филипповна корит проигравших, разливая чай:

– Быстро ж вы вернулись! Что же вы так? А если война начнется, кто нас защищать будет? – Да мы не заметили их… они сзади подбежали… – оправдываются «павшие» бойцы. Впрочем, с полной «гибелью» одной из команд начинается новый раунд игры, и все снова вступают в бой. В конечном итоге, в темноте команды перепутались и потеряли примерно равное количество бойцов.

История ставшего родным края

На следующий день состоялась встреча начинающих историков и краеведов с представителями старшего поколения – детьми и родственниками участников оленно-транспортных батальонов.

Почти все школьники из группы краеведов – коренные жители округа в первом поколении. Их родители приехали сюда не так давно. Тем ценней для молодежи могут быть слова о том, какой была жизнь в НАО во время и сразу после войны.

На встречу пришли пятеро школьников и 12 представителей старшего поколения.

Родители Марии Суськой родом с Украины, но сама она родилась в НАО. Сейчас Мария является председателем клуба «Друзья Заполярья» школы № 4 и участником военно-патриотического клуба «Отвага». Она – победительница окружной олимпиады по краеведению, а в межрегиональной олимпиаде заняла второе место. Мария подготовила проект «Экспедиция по деревням Нижнепечорья», учится в школе юного экскурсовода на базе Пустозерского музея.

– Для меня Ненецкий округ очень близок, мне интересно узнать, как здесь жили люди раньше. Их опыт и память могут пригодиться новому поколению, – говорит Мария.

Павел Молодовский учится в 10-м классе. Он – участник клуба «Отвага» и региональных этапов по краеведению, а также Вахты памяти во время празднования 9 Мая.

– Конечно, мои предки тоже воевали. Один дед был танкистом и умер через три года после победы от ран, другой погиб на «Дороге жизни» в Ленинграде. Меня привлекает история войны, потому что это история моей семьи. А оленно-транспортные соединения – уникальный род войск, – рассказывает Павел.

Небольшую речь произнесла председатель Совета старейшин при губернаторе НАО Ангелина Ардеева:

– Сегодня краеведением у нас занимаются дети, корни которых в других местах нашей страны. Но война стала испытанием для всех, она всех сплотила. Многие ненцы дошли до европейских столиц, многие русские и воины других народов страны сражались в советском Заполярье, в том числе, и в составе оленно-транспортных батальонов. Мы с делегацией Ненецкого округа были в Мурманской области, на Кольском полу-острове, в местах боевых действий. Сейчас та местность зовется Долиной славы. А когда-то фронтовики ее называли Долиной смерти. Мы собрали вас здесь, чтобы вы помнили, как много для вас отдали наши бойцы – все, что у них было, жизнь. Ваша мирная жизнь, ноутбуки, смартфоны и другие материальные ценности – все завоевано предшествующими поколениями. Наше мирное небо ими завоевано.

А когда Ангелина Ардеева спросила, есть ли среди присутствующих кто-то, в чьей семье никто не воевал, – не поднялась ни одна рука! Школьники слушали рассказы старшего поколения. На глазах многих – и пожилых участников встречи, и молодых – стояли слезы.

Ольге Васильевне Артеевой был всего один год и пять месяцев, когда 30 ноября 1941 года ее отец ушел на войну. Он был русским, обычным горожанином, работал в порту Нарьян-Мара, но, как и многие, присоединился к оленно-транспортным батальонам. Опыта кочевой жизни на Севере у него не было. Мать Ольги Васильевны сохранила отрывной листочек календаря с тем днем – 30 ноября, и, глядя на него, всегда плакала. Ее муж с войны не вернулся, погиб в мае 1942 года. Как и где это произошло – до сих пор неизвестно.

– Многие памятники павшим в Мурманской области – это мемориальные плиты с фамилиями и инициалами бойцов. Но сколько я не искала, так и не нашла моего отца ни на одном из них. Хотя на памятные доски каждый год добавляются все новые и новые фамилии – усилиями поисковых групп, – говорит Ольга Артеева.

Хлебосольная хозяйка чума Ксения Филипповна Явтысая рассказала историю своей семьи. На фронт ушли три брата – старший Прокопий Филиппович, средний Василий, который стал снайпером, и Андрей. Последний пропал без вести, от него не осталось даже фотографии.

– Когда на войну в 1941 году призвали моего родственника Семёна Ивановича Семяшкина, его маленькая дочь Маша дала ему в поход подушку и ложку. В то время все были бедными, вещей у людей было мало. Поэтому Маша сказала отцу: «Только не потеряй!». Он потом часто вспоминал, что после таких слов просто не мог не вернуться. Все четыре года отвоевал в Заполярье и вернулся домой, – вспоминает Ксения Филипповна.

– Конечно, в молодости многое кажется не столь важным. И нам тоже ветераны войны казались странными когда-то. Были свои молодые заботы и дела. Но с возрастом приходит понимание настоящей цены, которую заплатили за мир наши люди. Я очень рад, что в округе принят закон о Дне памяти оленно-транспортных батальонов. Эта дата затрагивает не только НАО, но и север Республики Коми, Архангельскую, Мурманскую области – почти весь российский Север! У нас есть замечательный краевед, Юрий Канев, одна из его книг – «Оленная армия» – дает полную картину темы батальонов. Я надеюсь, что вы будете брать пример с него и вдумчиво изучать историю, – обратился к школьникам председатель совета ненецкого землячества «Тосавэй» в Архангельской области Иван Ивкин.

…Еще одна история, прозвучавшая на вечере: Иван Васильевич Канев ушел на войну, когда его жене было 28 лет. Больше она его не видела. Она прожила еще более полувека, до 88 лет. Вырастила двоих детей (трое умерли). Была неграмотной, но когда дочь научилась читать, прочитала матери письма мужа с фронта. Их было не так много…

Фото автора