Вы здесь

Абоненты заплатят меньше

Интернет в Ненецком округе восстановлен в полном объеме. О том, какие выводы сделаны после аварии 12 ноября, журналистам на пресс-конференции рассказали председатель комитета по информатизации НАО Виктор Шамов и директор архангельского филиала «Ростелекома» Николай Родичев.

Как мы уже писали, 12 ноября в 21.38 был зафиксирован разрыв линии волоконно-оптической связи, которая обеспечивает доступ округа в интернет. Повреждение нашли в труднодоступном районе, на расстоянии 32 километ-ров от села Окунев Нос в Респуб-лике Коми или в 230 километрах от Нарьян-Мара.

На место обрыва вылетела аварийная бригада филиала «Ростелекома» в Коми. Оказалось, кабель был сорван в протоке между двумя островками. В ноябре случилась оттепель, вода в Печоре прибыла и разлилась на ширину в 900 метров. Неожиданное ноябрьское потепление сорвало лед, тяжелые льдины вспороли берег и оторвали кабель.

Николай Родичев отметил, что строительством данной линии связи занималось отделение компании в Республике Коми. Однако абонентов округа обслуживает филиал в Архангельске.

У журналистов возник закономерный вопрос: как же получилось, что при строительстве линии в летний период эта водная преграда оказалась неучтенной?

Ответ дал Николай Родичев:

– Кабель разорвал осенний ледоход, которого в этом месте обычно не бывает. Местные жители вспомнили, что последний такой случай произошел несколько десятилетий назад при таком же аномальном сочетании температур. Летом там можно было в сапогах пройти, никакого течения не было. Кабель положили в траншею в том месте, где вода промерзает и потом оттаивает безо всякого ледохода. Поврежденным оказался участок не на самом дне протоки, которая из-за пришедшей воды достигла глубины в несколько метров, а на берегу – сначала размыло грунт вокруг кабеля, а потом его оборвало острыми льдинами, – объяснил директор филиала.

Затем он рассказал, как шло устранение аварии.

В первую очередь, включили резервную линию через спутниковый канал и перевели на него абонентов мобильной связи. А вот интернет в организациях округа восстановили только к 15 ноября, когда на берегах протоки было смонтировано оборудование беспроводной радиорелейной связи. Это позволило расширить канал передачи данных до 100 мегабит в секунду, что составляет менее одной десятой обычных потребностей НАО. Через пять дней привезли радиорелейные установки на 1 гигабит, а 28 ноября окончательно восстановили связь, проложив кабель по льду. В течение зимы монтеры методом горизонтального бурения проложат кабель подо дном протоки, так что никаких весенних отключений не будет.

– Работали наши коллеги из филиала «Ростелекома» в Коми. Был развернут лагерь на двух островках протоки, а также мобильная электростанция. Все доставлялось по воздуху. Хотелось бы поблагодарить коллег из коми-филиала за проведенную работу, а также руководство НАО за помощь и слаженные действия по переводу абонентов на резервные каналы связи. И извиниться перед людьми за доставленные неудобства, – говорит Николай Родичев.

Директор филиала также подчеркнул, что с такой ситуацией «Ростелеком» столкнулся впервые.

Скидки за отсутствие

Только лишь словами извинений дело не ограничится. Для всех клиентов компании будет произведен перерасчет в соответствии с потерянными днями. Деньги будут пересчитаны в ноябрьских или декабрьских счетах. Кроме того, абоненты с включенной услугой «Интерактивное ТВ» получат ее бесплатно с 5 декабря по 31 января.

Николай Родичев также заверил, что все перерасчеты компания произведет самостоятельно, и людям не нужно будет об этом напоминать.

Виктор Шамов со своей стороны отметил, что скидку получат и клиенты Ненецкой компании электросвязи. В независимости от того, какое время у них отсутствовали те или иные услуги, городские абоненты получат скидку в размере 10% за ноябрь, а сельские – за декабрь.

Журналистов интересовало, каковы гарантии отсутствия таких аварий в дальнейшем. Все согласились с мнением, что лучшей страховкой от подобных случаев будет резерв.

Вот что говорит председатель комитета по информатизации НАО Виктор Шамов:

– Стоит признать, что линия ВОЛС с Усть-Цильмы сейчас единственный канал связи Ненецкого округа с интернетом, не подкрепленный ничем, кроме спутника. Поэтому администрация НАО приняла принципиальное решение строить еще одну линию. Ее уже проектирует Ненецкая компания электросвязи. Линия пойдет, как уже говорилось, со стороны Мезени, первый этап – до села Несь. В течение трех ближайших лет мы планируем ее построить. Этот проект идет в русле договоренностей НАО с Министерством связи РФ по реализации программы телефонизации населенных пунктов с населением более пятисот жителей. Случившийся инцидент показал необходимость данного проекта. Вторая линия позволит создать оптическое кольцо до Нарьян-Мара, которое обезопасит нас от возможных обрывов. И, конечно, улучшит качество связи, увеличит скорость.

Николай Родичев заметил:

– Еще два года назад связь Нарьян-Мара с Большой землей обеспечивал только спутник, и канал позволял передавать лишь 16 мегабит в секунду. А сейчас средняя загрузка – 1,3 гигабита, которая в пиковые периоды возрастает до 1,7 гигабита в секунду. То есть оптоволокно увеличило скорость более чем в сто раз. Кабель от Мезени позволит улучшить этот показатель. При этом возможности линии, которая у нас уже есть, до конца не исчерпаны. В ближайшее время планируем расширить канал передачи данных в два раза.

Виктор Шамов рассказал, как округ обходился без интернета:

– Ряд сервисов прекратил работу, пользоваться банкоматом и безналичным расчетом в магазинах на некоторое время стало невозможно, система электронных услуг тоже застопорилась. Кроме того, операторы сотовой связи были вынуждены перевести своих абонентов на спутниковый сигнал и ухудшили качество звука, чтобы уменьшить массивы информации. Но все же сигнал остался на должном уровне. Мы смогли всех абонентов зарезервировать через спутник и подключить сервисы в организациях вскоре после инцидента, поэтому потерь в целом не понесли.

Прозвучали вопросы об общей защищенности кабелей и магистралей связи. Сейчас для них большую опасность представляют люди, а не природные явления.

Виктор Шамов отметил, что вопрос поднимался на планерке у губернатора и рассматривался в СМИ:

– Совместно с администрацией города мы работаем над созданием системы геоинформации, в которой будет четко указано, где в Нарьян-Маре, поселке Искателей и других населенных пунктах находятся те или иные провода и коммуникации. Сейчас организации, ведущие земляные работы, не всегда ответственно относятся к подготовке, не берут информацию о предстоящем месте работы. Мы, со своей стороны, всем подрядчикам, которые получают ордер на проведение земляных работ, выписываем предписание показать место будущей деятельности специалисту Ненецкой компании электросвязи. Это обязательно, только предписания не всегда выполняются. Другие организации, например, энергетики и газовики, тоже постоянно шлют письма, – рассказал председатель комитета по информатизации НАО. – Кроме того, все строители обязаны уведомлять владельцев кабельного хозяйства о начале работ, что тоже не всегда происходит.

Николай Родичев также добавил, что одной из причин частых обрывов является большое количество маленьких строительных фирм. По его мнению, многие недавно появившиеся подрядчики просто не знают обязательных правил.

Ближе к концу пресс-конференции вспомнили о новой связи формата LTE, которая появилась в округе совсем недавно и сейчас работает в тестовом режиме.

Журналисты сами проверили сигнал в здании «Ростелекома» на своих мобильниках и вышли в сеть. Скорость пошла.

Николай Родичев рассказал, что с внедрением этой сети в Нарьян-Маре его поздравляли коллеги со всей страны.

Пояснил Виктор Шамов:

– Наш регион попал в число восьми тестовых субъектов РФ, и внедрили мы сеть вторыми после Сочи. Так что идем с опережением. Сейчас в Нарьян-Маре пять базовых станций и одна в Искателях. Скоро все абоненты сотовой связи смогут выходить в сеть по технологии 4G, – заключил председатель комитета по информатизации НАО.

Фото автора