Вы здесь

Дорога, дорога, осталось немного

Автомобильную дорогу до Усинска, которую в округе называют «дорогой жизни», достроят к 2024 году. Строительство ведётся опережающими темпами – убедились журналисты во время рабочей поездки главы региона Юрия Бездудного

Из иллюминатора видно, как внизу верёвочкой вьётся автодорога. Вертолёт летит над ней, словно вслед за сказочным клубочком, указывающим верное направление. Вот внизу промелькнул указатель дороги на Усинск, вот – домики турбазы «Лесная сказка». А дальше только многие сотни километров заснеженной тундры. Пасмурно, холодно и пусто. Солнце далеко на горизонте посветило тонкой полоской и погасло. Полярная ночь, однако.
Автомобильную дорогу до Усинска протяженностью 217 км строят аж с 1985 года! Сменился общественный строй, пал Советский Союз и Берлинская стена, Европа перешла на евро, появился интернет и мобильная связь, а где-то далеко за полярным кругом всё строили и строили автодорогу Нарьян-Мар – Усинск.
Наконец-то бесконечная сказка о «дороге жизни» близка к счастливому финалу. Остаётся достроить 50 километров. Финишная прямая разделена на три участка. На двух из них работы ведёт генподрядчик – ООО «Техносфера». Заказчик строительства – окружное казённое учреждение «Центрстройзаказчик».
Менее часа полёта и вдруг пустынную дорожную ленту оживляет движущаяся дорожная техника. Первая остановка – осмотр строящегося участка в районе моста через реку Шапкина. Вертолёт садится прямо на дорожное полотно. На участке работают самосвалы и экскаваторы. К слову, для осуществления работ было специально закуплено 97 единиц различной техники. Как сообщил главе региона начальник обособленного подразделения ООО «Техносфера» Александр Красавцев, для продолжения работ на втором участке дороги будет дополнительно приобретено ещё 40 самосвалов, 24 единицы дорожно-строительной и 15 единиц вспомогательной техники.
– Все работы ведутся с опережением графика, – сообщил Александр Красавцев. – Летом 2021 года окончим первый и третий этапы работ на первом участке, к концу 2022 года планируем завершить работу на втором участке. Особых проблем нет, даже с учётом сложных условий строительства в тундровой зоне. Все необходимые стройматериалы в эту летнюю навигацию завезли в полном объёме.
Единственный минус – за полярным кругом в этом году аномально тепло и мало снега. С одной стороны, на свежем воздухе строить легче, с другой – не из чего. Речь сейчас о временной зимней дороге, открытия которой ждут все жители округа. Она соединяет два уже построенных автоучастка со стороны Нарьян-Мара и от Усинска. Как только зимник открывается, цены в окружной столице медленно, но верно ползут вниз. В этом году подрядчиком работ будет ЗАО «Транс-Строй» из Усинска.
– В этом году снега очень мало, поэтому зимника пока нет. Намораживать покрытие дорожникам не из чего, – сетует Андрей Зорин, водитель ТРЭКОЛА, взявшего на борт журналистов. – По официальным прогнозам его откроют не раньше середины января. Как будет на самом деле, никто не знает.
Немного прокатиться на ТРЭКОЛе повезло на второй остановке. Вертолёт приземлился на первом участке автодороги Нарьян-Мар – Усинск. По плану второй этап строительства дорожного участка протяжённостью 6,7 км должен быть завершён только в октябре 2021 года. Но его возвели с опережением графика и планируют сдать в ближайшее время. На следующей неделе на объект для итоговой проверки отправится ведомственная комиссия.
А пока этот участок инспектируют представители власти и журналисты. Как не поинтересоваться, что за рулоны белой ткани расстилают дорожники?
– Сейчас укладываем геотекстиль, это финальная стадия покрытия дорожного полотна. Благодаря искусственной ткани дорожное покрытие не будет расползаться. Затем на геотекстиль насыпают песчано-гравийную смесь, и участок готов к эксплуатации, – говорит Александр Жиленко, звеньевой строительной бригады. – Здесь работаю третий месяц. Родом я из Донецка, девять лет отработал в геологии, поэтому к тундре привык. В среднем в бригаде по десять человек. Ребята хорошие, все стараются. Мы же сюда работать приехали, а не баклуши бить.
Рядом с Александром трудится дорожный рабочий, нарьянмарец Андрей Федотов. При виде земляков оживляется, всё ж маленький отдых среди рабочих будней.
– Месяц как устроился сюда. На севере вырос, поэтому к холодам привыкший. Привет жене, племянникам и родным, у меня всё хорошо. Скоро дорога будет! – уверяет Андрей.
Звеньевой Александр и его напарники живут на 103-м километре, в городке дорожников. Численный состав работников составляет 223 человека. Как сообщил представитель подрядчика, для строительства второго участка был закуплен жилой комплекс. Это будет отдельный вахтовый посёлок.
Итоги рабочей поездки губернатор округа Юрий Бездудный подвёл на борту вертолёта, взявшего курс обратно в Нарьян-Мар.
– Сегодня округ не имеет круглогодичного автомобильного сообщения с Большой землёй. В таких условиях даже скептикам ясно, что дорога в Усинск для нашего региона – стратегически важный проект. Она разорвёт своеобразную блокаду, в которой мы сегодня живём. В ходе поездки убедились, что работы идут масштабно, быстро и качественно. А это значит, что через несколько лет мы сможем по «дороге жизни» проехать в любое время года.
Остаётся добавить, что согласно плану Минтранса вся дорога Нарьян-Мар – Усинск, которая входит в состав дороги Сыктывкар – Ухта – Печора – Усинск – Нарьян-Мар, должна стать федеральной до 2026 года.