С годами понимаешь, что счастье – это нечто крошечное, хрупкое и очень важное, чем можно здесь и сейчас поделиться с другими
Мы, как и прежде, нуждаемся в заботе, ласке и тепле. И отрадно, что добрые и искренние люди, с кем можно разделить радость, получить утешение в горе, приобрести уверенность, есть среди нас.
Много лет назад я познакомилась с чудеснейшим человеком, Любовью Фёдоровной Дуркиной.
Зародилась наша дружба на работе, в Ненецкой школе-интернате. Дальнейшее общение продолжилось на расстоянии, когда её семья переехала в Великий Устюг.
Наверное, среди тех, кто читает эти строки, обязательно найдутся ученики Любови Фёдоровны, которые добрым словом вспомнят своего наставника. Многие годы она трудилась на ниве просвещения нашего округа, воспитала не одно поколение школьников и студентов. Эта удивительная женщина прожила свою жизнь в полной гармонии с окружающим миром, по заповедям Божьим. Никогда никого не осуждала, никому не досаждала и ко всем – от мала до велика, относилась с почтением.
Любовь Фёдоровна ушла из жизни 13 декабря 2021 года и оставила яркий след в памяти всех, кто был знаком с нею…
Любимое время года – весна
Её приближение я чувствовала по телефонным звонкам и приглашениям, чтобы обязательно порадоваться вместе с ней первым распустившимся бутонам цветов, благоуханиям разноцветья и разнотравья, полюбоваться и вдохнуть этот напоённый солнцем и любовью воздух.
Дачу с участком семья приобрела сразу по приезде в Великий Устюг. Возделывал сад-огород супруг Любови Фёдоровны, Геннадий Михайлович, известный в нашем округе педагог и тренер. Летом излюбленным местом сбора всей семьи – дочерей, зятьёв, внуков и правнуков, конечно же, стал этот приусадебный участок. Когда же Геннадия Михайловича не стало, дачными вопросами занялась дочь Аня, знающая толк и все премудрости этого многотрудного дела.
А ещё свою жизнь Любовь Фёдоровна не мыслила без музыки и народной песни. Несмотря на отъезд, она сохранила в сердце тёплые воспоминания об участницах хора имени Майи и Вячеслава Смирновых. Часто вспоминала незабываемые поездки по селам округа с концертами. Я отправляла ей буклеты и альбомы с фотографиями первого состава хора. Она радовалась добрым вестям, что хор жив, поёт, по–прежнему радует концертами поклонников-любителей народной песни. Отправляла ей фотографии участниц хора, выходящих на сцену в новых концертных костюмах.
Любовь Фёдоровна, в свою очередь, делилась своими впечатлениями от концертных программ местного хора ветеранов, о творческом развитии коллектива. И всегда радовалась каждой доброй весточке из Нарьян-Мара.
Землячество как центр притяжения
Многоквартирный дом в Великом Устюге, где проживает много семей, переехавших из Нарьян-Мара, напоминает малое землячество жителей НАО, центр притяжения, а каждый приезд земляков становится общей отрадой для всех.
Нарьянмарцы вместе встречают праздники, отмечают юбилеи, делятся дарами с дачи. Пережив военное лихолетье, многие жители этого знаменитого северного дома в Великом Устюге знают цену настоящего счастья и сумели перенести душевную щедрость по приезде сюда.
Было у Любови Фёдоровны ещё одно увлечение, которым она сумела буквально обаять своих друзей и знакомых. Это любовь к чтению и книгам. Она читала много и с большим интересом, знала наизусть великое множество стихов. Поэтому, наверное, и сохранила светлый ум и исключительную память до конца своей жизни.
Обожала творчество поэта Андрея Дементьева. Однажды преподнесла мне в подарок два сборника его стихов. Случилось это в 90-е годы, когда купить хорошие книги в нашем заполярном городке было трудно. После прочтения новых произведений, она обязательно делилась впечатлениями, могла порекомендовать или отсоветовать читать того или иного автора.
Наши телефонные разговоры в большей степени напоминали литературную гостиную: Любовь Фёдоровна сначала рассказывала о прочитанных книгах, о только что появившихся новинках, рекомендовала что-то к обязательному прочтению, вспоминала полюбившиеся ей стихи и пела одну из песен, соответствующему общему с ней настрою.
Вот так проходили наши заочные встречи. Иногда почтальон или попутчики приносили мне подарки от Любови Фёдоровны. В основном это были тоже книги. Последним таким подарком стал роман «Мои дети» Гузели Яхиной. Кстати, Любовь Фёдоровна внимательно следила за творчеством нарьян-марских авторов. Ей были симпатичны поэтические строки нашей землячки Анны Опариной. Любовь Фёдоровна высказала много добрых слов в адрес начинающего поэта:
Пусть будет всё: и закаты, рассветы,
Дна немота и звенящая высь.
Только бы длилось, не таяло это.
Чудо чудесное с именем ЖИЗНЬ.
…Я всегда восхищалась жизнелюбием Любови Фёдоровны. Каждый день ею был прожит с пользой. Она никогда не сдавалась перед жизненными трудностями, являясь добрым ангелом – хранителем для всех, была всегда рядом в трудные для меня дни.
Вспоминаю ещё одну традицию наших встреч, ещё нарьян-марских. Когда у неё гостила, на прощание она с радостью дарила вязаные салфеточки, аккуратные, чистые работы, приговаривая – на память. Просила передать их ученикам – детям школы-интерната, а те с радостью принимали подарочки, добром вспоминали мастера, Любовь Фёдоровну.
Прожив долгую достойную жизнь, она оставила о себе лучшие воспоминания и нашу благодарную память. Царствие небесное.
Ганна Яковлевна Кислякова,
ветеран просвещения НАО