Вы здесь

Тюльпаны на обветренной земле

В это трудно поверить, но факт. В арктическом поселке Амдерма, у Карского моря на «обветренной щеке», растут тюльпаны. За окном полярная ночь, безмолвная заснеженная тундра, а в местной школе – весна, с осени и до прихода настоящей, заполярной, с робким долгожданным солнышком.

Проект из полярной ночи

Благоухающее царство здесь появилось три года назад – по инициативе преподавателя биологии и химии Ирины Николаевны Коваль. Был у нее за плечами личный опыт выращивания растений, и огромное желание поделиться этим с другими, подарить своим амдерминцам яркий лучик радости в дни бесконечной зимы.

– Где он, чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках? – спрашивала она себя, глядя на белую полярную пустыню без единого деревца. И представляла, как где-то на Большой земле проклевываются первые почки, а где-то зацветают черемуха и сирень.

Так среди полярной ночи и родился проект, который коллеги с готовностью поддержали. Определили в здании школы помещение с необходимыми для зимнего сада условиями – и дали старт образовательному проекту с говорящим названием «Фан-Фан-Тюльпан», основу которого составляет зимняя выгонка тюльпанов. Позже появился еще один, научно-исследовательский – «Как в нашем садочке всегда цветут цветочки», для учеников 6–7-х классов.

Чудо любви

Сначала мало кто верил, что это будет возможно – вырастить из луковиц в условиях арктической зимы южные цветы. Говорили о том, что без солнца и тепла это нереально. Могут замерзнуть или зачахнут, а если все же пробьются, то совсем бледные: негде им цвета набраться. О, как же они ошибались!

–Технология несложная, – объясняла на первых занятиях своим воспитанникам Ирина Коваль. – Надо только добавить немного любви и терпения. Тогда и произойдет чудо. Ребята поняли смысл ее слов уже после первой контрольной пробы – и удивились.

Педагог до сих пор помнит восторг в детских глазах, когда в день очередной метели перед ними предстал нежный изящный цветок. «Свой! Реальный! Живой!» – написала тогда в личном дневнике учитель.

Потом их стало 10, 20, 50, 70 и даже 100! Необыкновенно красивых для тех, кто их вырастил, кто приходил ими любоваться.

За три года педагоги с детьми много раз наблюдали, как шаг за шагом появляются на свет разноцветные яркие бутоны многочисленных сортов тюльпанов, гиацинты и нарциссы. Живая природа уверенно входила в их жизнь и открывала свои тайны. Это ли не счастье для людей, которые живут в условиях высоких арктических широт и надолго лишены дневного света и общения с прекрасным.

Мартовские праздники коллектив школы обычно встречает с живыми цветами, выращенными воспитанниками. Их дарят мамам, близким людям, друзьям, зная, какая это редкость для поселка с дефицитом привозных цветов.

Разбудите спящую красавицу

– Каждая луковица – как спящая красавица, которую надо разбудить, – проводит образную параллель Ирина Коваль. – Для этого пробуждения необходимо создать благоприятный климат, условия. У нас с ребятами на каждом этапе немало работы, начиная с заказа луковиц в сентябре.

Главное на завершающем этапе событие – выход бутонов, что обычно бывает в конце января, затем – их окрашивание, очень увлекательный для наблюдения процесс. Надо чувствовать каждый цветок, помогать ему, чтобы он достиг интенсивности окраски. Это своего рода секрет юных амдерминцев. В прошлом году они, например, заметили, что первыми окрасились бутоны сортов «Верона» и «Ларго», а было их всего 30. Результат, как всегда, превосходил их ожидания. Было на что любоваться.

В общем, зимний сад стал базой для учебно-исследовательской и проектной деятельности в условиях малокомплектной школы в отдаленном поселке округа.

Их эксперимент, а точнее, опыт полноценного цветения луковичных растений в условиях зимы Крайнего Севера признали не только на региональном уровне. Проект занял первое место на всероссийском дистанционном конкурсе «Таланты России». Не остался без внимания и второй учебный проект практической направленности – по семенному и вегетативному выращиванию комнатных растений в школьном «садочке».

«Ура! Мы молодцы! – написали ученицы 4–6-х классов. – Зимой можно сделать настоящую весну и праздник… Нравится работать с растениями, с землей. Познавать мир… Спасибо, Ирина Николаевна за то, что вы нас этому научили».

Вот оно, признание заслуг педагога!