Она называет себя старейшей участницей знаменитого ансамбля «Хаяр»
При знакомстве с героиней этого очерка становится ясно, что возрастные категории к ней просто не применимы.
Круг её интересов настолько разнообразен, что молодые могут только позавидовать. Она с удовольствием занимается лыжным спортом, как амазонка седлает коня и профессионально расписывает валенки.
А ещё изготавливает стилизованные ненецкие инструменты для своих подруг по вокалу. Увлекается плаванием, футболом, фотографией, выжигает по дереву, водит автомобиль и мечтает совершить восхождение в горы.
Будучи школьницей, мечтала стать художником. Но жизнь расставила другие акценты в судьбе.
Хаяр навсегда!
Светлана Шадрина (Вылка) – человек уникальный. Природа наделила её необыкновенно красивым певческим голосом, который не спутаешь ни с каким другим. Будучи ученицей 4-го класса школы-интерната, в 1980-ом году, она попала в орбиту творческой деятельности народного ненецкого ансамбля «Хаяр», и все остальные дела её жизни стали производными от этого главного события.
– Огромное значение в становлении и развитии коллектива в 70-80-е годы сыграли супруги Майя и Вячеслав Смирновы, – рассказывает моя собеседница. – Невероятно талантливые и творческие люди. Майя Петровна была очень энергичной и позитивной, с чувством юмора. Как хормейстер – вела в основном взрослые коллективы, но тонко выстраивала отношения с нами – детьми. Требовать могла, но тактично. Майя Петровна всецело отдавала себя профессии, она – пример преданности любимому делу на всю жизнь.
Вячеслав Владимирович, как музыкант и композитор, был тоже полностью погружён в творчество. Он научил меня, как правильно бить в бубен, объяснил, что такое рисунок ритма, как использовать силу руки, при этом сохраняя расслабленность кисти.
Ставить голос – в Гнесинку!
Светлана вспоминает, как её и одну из вокалисток «Хаяра» Майя Петровна отправила на курсы постановки голоса в знаменитое музыкальное училище имени братьев Гнесиных в Москве. Преподавателем их группы была нынешний художественный руководитель Государственного академического северного русского народного хора Светлана Игнатьева. После окончания курсов экзаменовали девушек мэтры музыкального искусства, среди которых безусловно выделялась Любовь Казарновская.
– Никогда не забуду эти события, – говорит моя собеседница, – нас с Галей Тайбарей и ещё двумя дуэтами с курса отобрали для участия в гала-концерте выпускников Гнесинского училища. Впечатления остались грандиозные!
Перед концертом Казарновская дала ей несколько дельных советов: как надо правильно держать себя на сцене и использовать силу голоса без напряжения голосовых связок. Уроки примадонны пригодились.
Спорт плюс
В школьные годы она также увлеклась спортом и рисованием. Увлёк ребят национальными видами состязаний известный ныне классик ненецкой литературы, поэт, художник и спортсмен Прокопий Андреевич Явтысый. Он в те годы преподавал физкультуру в Ненецкой школе-интернате и мечтал открыть экспериментальную секцию для малышей по национальным видам.
Светлана с улыбкой вспоминает, как вместе со сверстниками училась прыгать через нарты, бросать тынзей… Такие уроки физкультуры были весёлыми и занимательными. А что ещё надо малышне!
Позднее девочка под руководством другого замечательного физрука – Нины Васильевны Биндер стала на лыжи.
– Она была не только преподавателем, – говорит наша героиня, – но ещё организатором, судьёй городских и окружных соревнований.
В те годы маленькие лыжники были экипированы неважно. В ботинках из кирзы ноги мёрзли. Но старшеклассники научили, как не обморозиться: перед тем, как обуться, оборачивали ноги в тонких носках сначала газетой, потом ещё один носок, а сверху – целлофан. А на ботинок ещё один носок. Создавался хороший термослой. И это спасало от обморожений.
– Я в детстве была худенькой, постоянно мёрзла. А бегать в тяжёлом пальто на лыжах неудобно. Другой одежды у нас не было. Какие уж тут спортивные результаты, – продолжила рассказ Светлана, – и я ушла в тёплый зал, в секцию баскетбола. Играла за сборную школы, была разводящей, под сеткой не работала, зато трёхочковая зона броска была моим коньком. Надо сказать, что тогда, в середине восьмидесятых годов, среди школьных женских команд по баскетболу самыми сильными были коллективы ненецкой школы-интерната и школы № 6 посёлка Искателей.
Жизнь в казённом доме, конечно, не сахар, но, вспоминая своих любимых педагогов и друзей, она резюмирует: «Классное было время!».
Случайно – на «Мосфильм»
В конце 70-х годов прошлого века известный кинорежиссёр Аркадий Кордон, вдохновлённый судьбой легендарного сына ненецкого народа – Ильи Тыко Вылки, начинает снимать о нём большой художественный фильм, который позже выйдет на большие экраны под названием «Великий самоед».
Натурные съёмки проходили в основном в районе Амдермы. А вот павильонные – устраивались уже на главной киностудии страны – «Мосфильме». Для определённых эпизодов требовались самодеятельные актёры разных возрастов ненецкой национальности. Отбирать их для массовых сцен приезжал Аркадий Кордон. Приходил в школу.
– Он не выбрал меня, – вспоминает Светлана. – Нужны были смуглые и черноволосые ребята, а у меня светлые глаза и светлая кожа. Сказали, что актёры во время зимних каникул поедут в Москву сниматься в фильме о Тыко Вылке. А я очень, очень хотела увидеть столицу! И вдруг моя одноклассница отказалась от поездки! Ей, наоборот, хотелось к родителям на Колгуев! Наступил момент истины...
Внимание, мотор!
– Режиссёр к этому моменту уехал, кто поедет вместо девочки, решал уже педагогический коллектив. И вот тут везение оказалось на моей стороне! Как отличницу и активистку рекомендовали меня, – улыбается Светлана.
В столичной киностудии перед съёмками Кордон посмотрел в её сторону и сказал: «Что-то, девочка, я тебя не помню».
– Тогда сопровождавший нас педагог Нина Васильевна Алсуфьева всё объяснила, – продолжает рассказ Светлана. – Не отправлять же обратно. В те дни я впервые познакомилась со сценическим гримом. И вот мы в меховых паницах, шапках и пимах под раскалёнными лампами в настоящем кино! Счастье вкупе с гордостью нас просто распирало!
Два апельсина от Леонова-Гладышева
В процессе павильонных съёмок юные артисты имели возможность осматривать студию, обедать в одном кафе с профессиональными актёрами, которые были заняты в других картинах. С улыбкой и перешёптываниями разглядывали поедающую в кафе свои обеды переодетую в фашистскую форму массовку. Ребятам посчастливилось увидеть ярких звёзд советского кино Людмилу Гурченко и Вячеслава Тихонова. Штирлица легко узнали в лицо, так как телесериал «Семнадцать мгновений весны» показывали по телевизору несколько раз в год. Юные артисты замирали от счастья. А однажды осмелились попросить пару апельсинчиков у актёра Евгения Леонова-Гладышева.
Эпизод, который всех рассмешил
В эти дни они много узнали про то, как делается кино. Что-то их изумляло и поражало, а что-то смешило, и режиссёр был вынужден прерывать съёмочный процесс, делать ещё несколько дублей одного эпизода.
Одну маленькую роль – просвещённого ненца Кордон доверил сыграть Прокопию Явтысому. Он должен был выйти из гущи людей на передний план и сказать: «А я знаю, что это такое… это электричество называется».
Когда прозвучала волшебная команда «мотор», Прокопий Андреевич всё сделал так, как объяснил режиссёр.
– А мы, ребятишки, – вспоминает моя собеседница, – слушая, как комично выговаривает слово електричество наш учитель, рассмеялись. В реальности он не так говорит. Потом этот момент пересняли ещё раз.
На гонорар – в «Детский мир»
Светлана и её однокашники получили за свой труд на съёмках первые в жизни деньги. Гонорар был 13 рублей. Для ребят огромная сумма. В сопровождении воспитателей они отправились в самый лучший и самый большой магазин Москвы для маленьких граждан «Детский мир». Глаза у всех разбегались. Они переходили из одного отдела в другой. В итоге маленькая Света выбрала себе большого плюшевого медведя, который потом был её неразлучным другом много лет.
Немного стрельбы, плавания и лошадей
После окончания школы она поступила на исторический факультет Поморского государственного университета. На первом курсе в добровольно-принудительном порядке всех отправили на соревнования по стрельбе. Девушка случайно выбила 97 очков из 100, чем весьма удивила тренеров. Её сразу «сосватали» в секцию по стрельбе. Параллельно, уже по зову души, серьёзно занялась конным спортом при местном цирке в Архангельске. А на втором курсе на уроках по плаванию выполнила норматив второго взрослого разряда.
После учёбы она вернулась в Нарьян-Мар и повторно открыла для себя лыжи, которые стали здоровым увлечением.
– Подруга обучила новой технике бега – коньковому ходу. Теперь с радостью занимаюсь этим видом спорта. И лыжероллерами летом, – говорит моя собеседница.
На радиоволне
Благодаря знакомству с Зоей Александровной Агаповой, в прошлом главным редактором телерадиокомпании «Заполярье», Светлана после окончания вуза пошла в журналистику. Сначала была младшим редактором, а затем редактором радио, готовила детскую передачу «Будильник». А на телеканале вела молодёжную программу «Крыша».
Съёмки каждой очередной передачи проводили на какой-то крыше: дома или предприятия, или просто сарая. Искали интересные планы. Все сюжеты связаны с жизнью подростков.
– Коллектив был весёлым и дружным, – вспоминает моя собеседница, – жили как одна семья. Вместе отмечали праздники и дни рождения, ходили в походы и занимались спортом. Я всегда с удовольствием бежала на работу. На первых порах мне конечно помогали. Света Демина всегда была позитивной, энергичной и общительной. А Зоя Агапова, как руководитель объяснила, что журналистом возможно стать без специального образования, но при наличии способностей, самодисциплины и трудолюбия.
Помогал и Александр Марков, известный в округе радийщик, который позже возглавил радио «Архангельск».
Он не был многословен, но на планёрках к нему все прислушивались. Даже к его молчанию. Журналист и диктор Виктор Туровский со своей постоянной иронической ноткой в голосе учил, как правильно подавать себя в эфире. Галина Ивановна Зиненкова была для Светланы примером дикторского профессионализма.
– Звукооператор Людмила Антипина тактично сдерживала меня во время записи эфира, так как я иногда была излишне импульсивна, – вспоминает Светлана. – Благодаря мастерам своего дела, даже просто наблюдая за ними во время планёрок, я училась постигать азы профессии.
Незабываемые встречи
Каждому человеку в жизни встречаются личности, которые в большей или меньшей степени влияют на наш характер, на судьбу. Безусловно, есть они и у нашей героини.
– Мне везёт на людей, – говорит Светлана. – В школе с нами работали замечательные педагоги. В начальных классах – Александра Алексеевна Кочнева. С благодарностью вспоминаю и наставника по пению Зою Фёдоровну Чупрову. Она первая, кто организовал в школе общий хор. Незабываемые впечатления были от того, что ты стоишь на сцене вместе со старшеклассниками и поёшь.
Героиня этого материала считает себя счастливым человеком. У неё растет дочь, которая после окончания техникума станет профессиональным спасателем МЧС. С бывшим супругом они остались хорошими друзьями и по-прежнему находят взаимопонимание.
И ещё в её распоряжении целый мир, к которому сохранился горячий интерес, который она с радостью в сердце продолжает познавать.
На последний вопрос интервью – без чего и без кого она не смогла бы обойтись, окажись вдруг на необитаемом острове, Светлана ответила :
– Без музыки трудно представить свою жизнь. Поэтому варган, бубен, а ещё холсты с красками, фотоаппарат, пара-тройка любимых книг, а также боевые подруги из вокальной группы «Хаяр» на необитаемом острове просто необходимы.