Вы здесь

Нужна ли она – эта стена?

Вячеслав Корепанов считает, что Стена памяти городу нужна

Этот вопрос, вынесенный в заголовок материала, стал основным на расширенном заседании рабочей группы, прошедшем в пятницу в краеведческом музее. Участники встречи пришли к выводу, что с установкой Стены памяти в Нарьян-Маре лучше не торопиться.

В начале заседания председатель окружного комитета культуры и туризма департамента образования, культуры и спорта НАО Сергей Кулаков напомнил предысторию вопроса. В сентябре прошлого года на имя губернатора поступило обращение от ненецкой окружной общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов. Предложение касалось установки в Нарьян-Маре Стены памяти, на которой будут увековечены имена погибших в годы Великой Отечественной войны. В идеале комплекс должен появиться к 75-летию Победы. Глава региона идею одобрил и распорядился создать рабочую группу, заседание которой и прошло в пятничный вечер.

От нашего варианта к вашему
Директор краеведческого музея Ольга Пахомова, показывая слайды презентации, рассказала о возможных вариантах проекта Стены памяти. Первое пожелание – от заместителя председателя окружного Совета ветеранов войны и труда Вячеслава Корепанова. Тут все просто. Предлагается возвести скульптурную композицию на городской Аллее Победы, куда люди смогут приходить и возлагать цветы в память погибшим в годы войны. Краеведческий музей такой вариант проанализировал, но не оценил. Дело дорогое, долгое, нужно привлекать архитектора и других специалистов, что опять же потребует финансовых затрат. Да и Стена в какой-то мере будет дублировать информацию памятников, установленных в населенных пунктах округа.
Второй вариант предложил исследователь Андрей Николаев. Вместо массивной скульптурной композиции, по его мнению, можно установить пластиковые стенды с информацией о погибших. Но эту информацию еще нужно уточнить и откорректировать. При музее надо создать военно-исторический центр, сотрудники которого будут заниматься исследовательской работой. Срок реализации всего проекта – пять лет. Именно Андрей Николаев является одним из создателей виртуальной Книги Памяти, которая постоянно пополняется новыми сведениями о погибших и без вести пропавших во время войны. Ознакомиться с ней можно на сайте soldatnao.blogspot.ru. Сам краевед пишет о своем труде так: «Главная задача, которую мы ставим перед собой – создание базы данных проверенной, в том числе с помощью родственников, информации, начиная от того, как причастен тот или иной солдат к региону, заканчивая указанием места захоронения».
Исследовательская группа музея проанализировала сей вариант и пришла к схожим выводам. Проект признали затратным, а срок его реализации – необоснованным. В зале прошел легкий ропот. Дескать, давайте свой вариант. Ольга Пахомова сказала, что он разработан.
– Мы считаем, что в ближайшем будущем от возведения Стены памяти стоит отказаться. Ее сложно вписать в архитектурный ансамбль Аллеи Памяти. В первую очередь нужно уточнить информацию об участниках войны, которые призывались на фронт из округа. Как вариант – выделить нам для этого исследования дополнительного сотрудника, – рассуждает Ольга Пахомова.

Уточнить, потом возводить
После выступления директора краеведческого музея заседание перешло в режим свободного общения. Большая часть участников дискуссии сошлись на том, что для начала нужно уточнить поименные списки, а уж потом возводить Стену памяти. На сегодняшний день выпущена Книга Памяти, датированная 2010 годом. В ее основе – данные из первого издания Книги, вышедшей в 1995 году под редакцией нынешнего председателя окружного Союза пенсионеров Риммы Костиной. Однако и второе издание, по мнению исследователей, нуждается в доработке.
– Выверить всю информацию – кропотливая и тяжелейшая работа. К примеру, списки погибших в годы войны мы составляли по специально разработанной еще в 80-е годы методике. Все данные должны быть подкреплены документами. Со Стеной памяти не все так просто. Если возводить ее в центре Нарьян-Мара – то здесь охранная зона Главпочтамта. Да и надо ли перегружать эту часть города обилием памятников – тоже вопрос, – подключается к разговору директор Пустозерского музея Елена Меньшакова.
Коллеги по краеведческому музею Елену Геннадьевну поддержали. Кропотливая работа – не то слово. Тем более что в окружной архив документы из военкоматов не сдавались, информацию для той же Книги Памяти приходилось собирать буквально по крупицам и косвенным источникам. Например, изучать сведения из так называемых похозяйственных книг, которые «велись безобразно». В частности, на одной странице встречались разные фамилии – Тайбарей и Тарбарей. Поди разбери, ошибка это или два разных человека. Ведь одних догадок и здравого смысла мало – нужно документальное подтверждение.

Быть или не быть?
Вячеслав Корепанов с доводами выступавших согласился лишь отчасти. Говорит, что все-таки Стена памяти нужна. Как-никак такие памятники установлены более чем в ста городах России и бывших советских республиках.
– Нам нужен этот комплекс. Люди смогут прийти к монументу и отдать дань памяти тем, кто не вернулся с поля боя или пропал без вести. Необязательно возводить тяжеловесную стену, тут можно продумать варианты, – рассуждает Вячеслав Кузьмич.
– Перечисление огромного количества фамилий на большой стене – не очень практичная идея. К тому же не совсем правильно ограничиваться только теми, кто погиб на фронтах Великой Отечественной войны. Стоит увековечить память и тех, кто отдал жизнь в других вооруженных конфликтах, – подхватывает научный сотрудник краеведческого музея Сергей Уваров.
– Нельзя думать о частном, надо представлять сразу всю картину проекта. Не будем же мы сначала одни списки помещать на стену, потому другие, – считает начальник отдела культуры окружного комитета культуры и туризма Елена Вергунова.
К концу встречи стало ясно, что возведение Стены памяти в Нарьян-Маре – дело, скорее, отдаленной перспективы. Сергей Кулаков подвел итог заседания. Во-первых, нужно создать специальную редакционную группу из 3–5 специалистов, которые будут уточнять списки. Во-вторых, определить источник финансирования. В-третьих, в дальнейшем работать над эскизом памятника. За все предложения участники заседания хотя и не единогласно, но все же проголосовали. И продолжили разговор уже за пределами лекционного зала.