Вы здесь

«СМП: состояние, проблемы, перспективы»

В частности, Ян Берлин сказал, что Северный морской путь играет исключительно важную роль для развития производительных сил арктических регионов, а также своевременной и в необходимом объеме доставке топлива, продовольствия и промышленных товаров в районы Арктики и Крайнего Севера.

– Сегодня Ненецкий автономный округ является первым российским регионом, напрямую связанным с добычей и транспортировкой углеводородов на арктическом шельфе и уже получающим от этого выгоду, – рассказал вице-губернатор. – Первая добывающая платформа «Приразломная» установлена в Печорском море у берегов НАО и зарегистрирована в Нарьян-Маре, что, по предварительным расчетам, уже в первое время ее эксплуатации будет ежегодно давать сотни миллионов рублей налога на имущество в окружной бюджет.

В районе поселка Варандей действует стационарный морской ледостойкий отгрузочный причал (СМЛОП) Варандейского нефтеотгрузочного терминала (ВНОТ), через который осуществляется морская транспортировка тимано-печорской нефти. В дальнейшем на морских месторождениях у побережья Ненецкого округа должны появиться еще около десяти российских добывающих платформ (Долгинского, Варандей-море, Медынское-море и других).

– Для обеспечения их работы потребуется мощная береговая инфраструктура, которую целесообразно разместить на территории Ненецкого округа, – считает заместитель губернатора НАО. – Такого рода проекты должны опираться на мощную современную инфраструктуру обеспечения безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций у его берегов.

Также на конференции Ян Берлин отметил перспективную роль острова Колгуев в вопросе обеспечения логистической эффективности и безопасности в Арктике. На Колгуеве уже имеется взлетно-посадочная полоса аэропорта «Песчанка», на которую приземляются самолеты типа Ан-24 и вертолеты. С учетом усиления штормов и ухудшения климата аэропорт острова Колгуев может оказаться бесценным «островом спасения» на подходе к западной части СМП.

Транспортная логистика Колгуева объединяет в единую логистическую структуру аэропорты Архангельска, Нарьян-Мара, Мурманска и постепенно может сблизиться с транспортной логистикой Северной Норвегии. Взлетно-посадочную полосу можно реконструировать и создать на Колгуеве современный аэропорт, способный принимать воздушные суда более высокого, в том числе международного, класса.

Важное место в развитии программы освоения арктического шельфа отводится реализации соглашения между компаниями ОАО «НК «Роснефть» и Statoil, подписанного сторонами 5 мая 2012 года. В соответствии с ним предусматривается, в том числе, разработка участка Персеевский.

В апреле 2012 года между ОАО «НК «Роснефть» и ExxonMobil подписано Соглашение о создании совместного предприятия для проведения работ на Карском море на двух Восточно-Приновоземельских участках.

В реализации этих проектов возможно полномасштабное участие Ненецкого автономного округа, с использованием полярного поселка Амдерма в качестве развивающегося северного морского порта, базы авиационного обслуживания и поста аварийно спасательного подразделения МЧС.

– Находящаяся в 20 километрах от Амдермы в створе Карских ворот глубоководная бухта Морозова может стать стратегическим заполярным портом на трассе Северного морского пути: принимать крупнотоннажные суда, обеспечивать укрытие транзитных судов, идущих в сложных гидрометеорологических условиях, служить местом для отстоя и ремонта судов, – считает Ян Берлин.

В рамках освоения континентального шельфа, администрацией Ненецкого автономного округа и Министерством чрезвычайных ситуаций России принято решение о создании в Нарьян-Маре первого Арктического спасательного отряда. Он станет одним из ключевых звеньев комплексной арктической системы безопасности, включающей еще девять подобных центров – в Мурманске, Архангельске, Салехарде, Дудинке, Тикси, Певеке, Уэлене, Анадыре, Усть-Камчатске.

Округ поддерживает планы Минтранса России о создании флота, который бы осуществлял патрулирование и дежурство в районах судоходства, поиск и оказание помощи терпящим бедствие судам в ледовых условиях, проведение операций по ликвидации нефтеразливов, оказание помощи в тушении пожаров объектов, доступных тушению с моря, буксировку судов во льдах. Поэтому руководством округа решается вопрос о создании аварийно-спасательной базы МЧС на побережье Карского моря в районе поселка Амдерма.