В год 75-летия Великой Победы наши читатели продолжают писать в новую рубрику газеты «Герой моей семьи»
Сегодня мы публикуем письмо Натальи Москвитиной, которая рассказывает о своём деде – Злобине Михаиле Григорьевиче.
В деревне Нижнее Причалино Никольского уезда Вологодской губернии (сейчас это Подосиновский район Кировской области) в семье государственного крестьянина Григория Стефана (Степановича) Злобина и его законной жены Ксении Антониевы (Антоновны) 21 ноября (старый стиль) 1912 года родился пятый ребёнок – сын.
Детство, отрочество, юность
На следующий день младенца крестили в Яхреньгской Николаевской церкви и нарекли Михаилом.
Немного отступлюсь от повествования и отмечу, что в будущем дедушка Миша свой день рождения праздновал 8 ноября. Поскольку при переходе с Юлианского на Григорианский календарь кто-то из чиновников вместо того, чтобы прибавить нужное количество дней, отнял их. И во всех документах значилось 8 ноября.
Деревня, где родился и жил Михаил Григорьевич, располагалась на левом коренном берегу реки Юг. Протекала она внизу, а деревня стояла на высоком берегу. Летом детвора кувырком спускалась к берегу реки, а зимой этот крутой спуск превращался в горку. Эх, и раздолье было!
Мне мало известно о детстве дедушки. Очень жалею, что при его жизни не расспросила.
Семья Злобиных была большой. Летом работали на полях, осенью ходили в лес по ягоды и грибы.
Зимой отец шил, ходил по людям за заказами, мать хлопотала по хозяйству. Мой дедушка закончил всего четыре класса: надо было помогать семье. Вместе с отцом искал работу в деревнях. Если находили тех, кому нужно что-нибудь сшить, то останавливались в том доме, шили – и отправлялись дальше. Так и передвигались от деревни к деревне – в пургу, в мороз, в жару и зной.
Было очень трудно, но требовался заработок. Урок отца по кройке и шитью Михаил Григорьевич запомнил на всю жизнь и уже позже обшивал своих детей, а потом и внуков.
У меня до сих пор сохранилась жилетка, которую мне сшил дедушка. Эта была его последняя работа. Тогда он уже плохо видел, был инвалидом по зрению. Позже эту жилетку носил и мой сын. А детям даже сапоги шил. Своему сыну сшил хромовые.
Шло время. Менялась власть, уклад жизни. В Северный край пришла коллективизация. Отец Михаила Григорьевича один из первых вступил в колхоз. Летом там работал, а зимой на лесозаготовках. Техники никакой не было, все поля обрабатывались вручную. Приходилось нелегко, особенно подростку.
В 18 лет Михаил Григорьевич покидает родной дом и уезжает в Архангельск на заработки. Там устраивается рабочим водного цеха на лесобиржу № 2.
Через три года он возвращается в родную деревню и работает в колхозе «Заветы Ильича» до 1935 года: тогда его призвали в ряды Красной армии. Он окончил школу младших командиров. Служил дедушка в 214-м стрелковом полку 170-й стрелковой дивизии.
Война
После демобилизации дед работал в Архангельске на строительстве завода № 402. Затем переехал в совхоз «Новый Бор» (по другим данным совхоз
«Харьяга») Усть-Цилемского района Коми АССР. Был назначен начальником фермы Воркутинского лагеря НКВД. Там он проработал до октября 1942 года, потом был мобилизован и зачислен курсантом в Велико-Устюжское пехотное училище.
В апреле 1943 года старшего сержанта Злобина отправили на фронт. Экзамен на офицера связи дед держал в сражениях на Курской дуге. Звание младшего лейтенанта ему присвоили, когда с боями были уже в Польше. Звание лейтенанта получил также в бою.
Злобин Михаил Григорьевич во время войны занимал должность командира взвода связи. До июня 1945 года дедушка воевал в 422-м стрелковом полку 170-й стрелковой дивизии.
После расформирования 42-й армии попал в седьмое отделение батальона связи пятой гвардейской стрелковой дивизии.
Связисты на фронте всегда находились на ответственных и опасных участках боёв, помогали налаживать взаимодействия боевых частей.
Наш орденоносец
Немало славных и ратных дел на счету Злобина Михаила Григорьевича. За что и был отмечен орденами, медалями и благодарственными письмами.
В 1944 году связисты, которыми командовал Злобин М. Г., с группой автоматчиков переправились через реку Друть. Закрепились на другом берегу и дрались с превосходящими силами противника. Они обеспечили переправу основных сил наших войск, в результате фашисты отступили. За эту операцию лейтенант Злобин Михаил Григорьевич был награждён орденом Красной Звезды.
Участвовал дедушка и в боях за освобождение Польши, на подступах к Кёнигсбергу и при взятии этого города. Был награждён орденом Отечественной войны II степени, медалью «За взятие Кёнигсберга», медалью солдатской доблести «За боевые заслуги», медалью «За отвагу». На войне его приняли в партию. Награждён юбилейными орденами и медалями, а также памятными знаками.
Самая дорогая награда
Медаль «За отвагу» за номером 1356934 стала самой дорогой наградой для дедушки. Но, к сожалению, была утеряна в бою при взятии города Кёнигсберга. Дедушка очень переживал по этому поводу и в мирное время не раз пытался её восстановить, рассылая прошения в разные инстанции. Но не нашёл отклика.
Демобилизовался Михаил Григорьевич гвардии лейтенантом в 1946 году. Приехал в Нарьян-Мар, в 1947 году женился на моей бабушке Агафье Акимовне. У них родилось четверо детей.
Работал дедушка крановщиком в морском порту, председателем исполкома Приморско-Куйского сельсовета, в геологических экспедициях округа.
Где бы ни трудился Михаил Григорьевич – всегда пользовался авторитетом. Его любили и уважали за то, что хотя был строг, но справедлив. Никогда не забывали о нём: дедушка получал поздравления на каждый праздник, а также ценные подарки. Был частым гостем у школьников. О нём писали в газете, приглашали на радио.
После выхода на пенсию в 1972 году дед помогал в воспитании внуков. Он никогда не сидел без дела: то дрова колет, то воду носит. Зимой расчищал мостки у дома, летом подметал. Лежать на диване перед телевизором – это не про него.
Не стало Михаила Григорьевича 23 августа 1992 года. Похоронен в Архангельске.
Мы гордимся нашим героем.
Наталья Вячеславовна Москвитина,
читатель «НВ»