Ежегодно по завершении сроков охоты в заповеднике «Ненецкий» биологи-охотоведы проводят зимний маршрутный учет животных.
Как и в предыдущие годы, биологи прошли на снегоходе более 150 километров, пересчитали свежие следы животных, зафиксировали встречи с птицами.
Новые данные сравнили с результатами исследований, проведенных в прошлом году. По ним можно сделать однозначный вывод: численность песца, лисицы и белой куропатки сократилась. В то же время численность зайца-беляка осталась стабильной, а местами даже увеличилась. Копытные животные в пойме Печоры уже не зимуют, как было еще двадцать лет назад. Зато все кустарники вдоль и поперек «истоптаны» «следами» снегоходной техники.
Человек – не всегда звучит гордо
В марте прошлого года у моста через реку Куя прошли три лося – охота на них уже закрыта. Животных в 12 часов дня видели водители, которые возвращались по зимнику в город. В 15 часов наши сотрудники были у реки. На переходе они увидели следы сразу трех снегоходов. По итогам тропления можно было сделать вывод, что лосей на снегоходах накануне гнали до озера Копыл-Ты. О дальнейшей их судьбе можно без труда догадаться.
Еще один случай зафиксировали в этом году. Свежий след росомахи привел нас к местам норения в районе Болванского хребта. Мы обнаружили нору, уже очищенную от снега. Далее по следам мы проследили всю историю трагической встречи животного с человеком: от звука приближающихся людей росомаха покинула нору и побежала прятаться в густом кустарнике возле реки Неруты. Там она попала на глаза человеку с ружьем. В конце недолгого пути мы обнаружили место выстрела и дымку от паров уходящего снегохода. Это было уже за территорией заповедника.
Эти истории ярко напоминают мне фильм под названием «Белые волки», который шел на экранах кинотеатров Советского Союза в семидесятые годы. В нем рассказывалось о противоборстве коренных жителей Северной Америки – индейцев, с золотоискателями и другими любителями легкой наживы. Чтобы заставить индейцев уйти с родной земли, пришельцы стали уничтожать стада бизонов – животных, необходимых для существования индейских племен.
Два оленя
Не так давно в рамках программы создания живого уголка в Нарьян-Маре оленеводы округа отобрали двух северных ручных оленей и передали на содержание в заповедник. Серую оленуху назвали Машка, а серого оленя – Борька (Белый). В апреле их перевезли в заповедник, разместили рядом с кордоном под охрану.
Наступил август, время у оленей серьезное. Борька был постарше, почуял вблизи стадо и убежал к своим собратьям. Оставшуюся оленуху на моторной лодке перевезли на остров, богатый ягелем, и каждый день с ней встречались, баловали хлебом, когда она приходила, отзываясь на кличку.
Началась штормовая погода, сезон хода лососевых на нерест, охранной работы у сотрудников заповедника прибавилось, и они реже стали посещать остров. После выпадения первого снега они обошли весь остров пешком, но не обнаружили на нем оленуху. О ее трагической судьбе тоже можно только догадываться.
И такие истории о «белых волках» – двуногих хищниках, уничтожающих всех попадающихся им на глаза животных, могут рассказать многие оленеводы, выпасающие стада северных оленей на тундровых просторах округа. Эти злостные браконьеры гораздо сильнее и хитроумнее настоящих белых волков, которые водятся в Заполярье.
Белые волки
В ненецкой тундре много веков жили белые волки, их еще называют полярными. Их тоже истребили двуногие «белые волки». За последние сорок лет в Ненецком округе был добыт один выводок полярного волка, пришедшего с полуострова Ямал – его обнаружили в каньонах у реки Каратайки.
Коротко расскажу о биологии волков.
Полярные волки обитают в Заполярье – это крупные светлого окраса с голубым подшерстком и пышным шерстным покровом животные, которых во многих местах считают угрозой северному оленеводству.
Волк – крупное и сильное животное. В отличие от собак, хвост у волка прямой, малоподвижный и опущенный книзу. Охотники хвост волка образно называют «поленом». Молодые волки, ласкаясь к родителям (а выращенные в неволе – при виде человека, который за ними ухаживает), машут хвостом почти так же, как и собаки.
При нападении на животных они одной, двумя хватками валят таких крупных животных, как лошадь, марал и северный олень. Матерый волк способен пробежать значительное расстояние, держа в зубах добычу. Утомившись, он положит свою добычу на минутку, оглянется и потащит дальше.
Полного развития и мощи волки достигают в возрасте 5-6 лет. К 10 годам волки стареют, зубы у них стираются и желтеют, а клыки становятся совсем тупыми. Волки так же, как и собаки, доживают до 15-16 лет. Предельный же возраст этих зверей, вероятно, равен 18-20 годам. Старые волки, утратившие остроту зубов, основное свое оружие, вынуждены нередко бродить поодиночке.
Андрей Глотов,
биолог-охотовед