Вы здесь

В память о журналистах-фронтовиках

Главный редактор сборника Виктор Толкачёв и литературный редактор Сергей Доморощенов / фото  из личного архива В. Толкачёва

В книгу «Архангельские журналисты-фронтовики», созданную активом областной организации Союза журналистов России, вошли 46 рассказов о жизненном, творческом и, конечно, боевом пути журналистов-земляков.

Некоторые из героев этого издания, каждый на своём жизненном этапе, трудились в окружной газете «Няръяна вындер».

Виктор Фёдорович Толкачёв – главный редактор этого уникального сборника человеческих судеб, жил и работал в нашем округе, принял участие в шествии «Бессмертного полка» вместе со всеми героями книги. Он нёс плакат, где были их фотографии, совсем как на обложке издания.

– В нескончаемом потоке «Бессмертного полка» на площадях, улицах и набережной; в зале филармонии, где звучали военные песни – везде и всюду – и так по всей России! – такая несокрушимая и яркая радость, такой душевный подъём людей, как было (я это помню!) 9 мая 1945-го! – поделился впечатлениями писатель. – Мы все, и с нами 46 архангельских журналистов-фронтовиков, достойно встретили наш великий праздник! Мы помним своих отцов и дедов – всех, кто, не жалея своей жизни, защищал Родину!

В дни победного мая мы вместе с авторами вспоминаем героические имена журналистов-земляков.

 

Николай Иванович Контиевский – рядовой войны и журналистики

 

Окончив в 13 лет пять классов сельской школы, Николай трудился в Великоустюгском химлесхозе вздымщиком. В январе 1943-го был мобилизован на фронт. Воевал рядовым 998-го стр. полка 23-й гв. дивизии.

Воевал, как тысячи северян, умелых во всякой работе, закаленных трудом и суровой природой...

Из наградных документов:

«…При разведоперации по захвату контрольного пленного противника 12.05.44, тов. Контиевский подрывом противотанковых гранат сделал проход в проволочном заграждении немецкой обороны. При отходе группы захвата с контрольным пленным он, прикрывая их, уничтожил огнём из автомата 4-х немецких солдат. Достоин правительственной награды ордена Славы III степени.

Через год, демобилизованный с тяжёлым ранением ноги, Контиевский вернулся на родину, а после Победы был награждён и медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–45 гг.».

В 1947-м отправился на заработки в Ненецкий округ. В Нарьян-Маре на Печорском лесопильном заводе, работал бондарем, табельщиком, нач. отдела кадров, был председателем завкома профсоюзов, секретарём парторганизации завода. Но общественной и партийной карьере помешали творческие интересы: увлекся фотографией. Из года в год публиковал в местной газете снимки, заметки, зарисовки. Редактор окружной газеты убедил его изменить судьбу. В 1959 году Контиевский – штатный сотрудник «Нярьянки», где раскрылся его талант фоторепортёра и журналиста. Неугомонный характер, жажда узнать, увидеть, запечатлеть и описать жизнь, бросали его в тундру к оленеводам, на путину к рыбакам, на буровые к геологоразведчикам, заставляя забывать об искалеченной ноге.

Он стал членом Союза журналистов СССР, участником областных и союзных фотоконкурсов. Острые материалы, особенно фельетоны, сделали его имя популярным в Ненецком округе.

Но за всё приходилось платить. Недовольство и раздражение номенклатурных чиновников критическими публикациями в газете обернулось для газетчика-фронтовика реальной угрозой быть исключённым из партии. Защитил его редактор А.Т. Кокшаров, тоже фронтовик.

Контиевский был универсальным газетчиком: он не только писал, овладев всеми газетными жанрами; снимал, проявляя и печатая отличные фотоснимки, он сам мастерски нарезал клише на старенькой гравировальной машинке (ЭГА).

Поступая в 1968-м на факультет журналистики Московского университета, я знал, кого сделать героем своего экзаменационного сочинения на тему «Мой любимый журналист», хотя нам настоятельно рекомендовали писать о журналисте В. Ленине и ставили «тройки» тем, кто не внял. Пришлось остальные сдавать на отлично.

В 1971-м по состоянию здоровья Контиевский покинул Заполярье и уехал «на юга» – в Красноборск, поближе к родным местам. Там, в редакции газеты «Знамя», работал фотокорреспондентом, завотделом вплоть до выхода на пенсию. Но и потом выручал редакцию в трудные времена, удивляя молодёжь своей работоспособностью и оперативностью. За серию очерков
о ветеранах войны он стал лауреатом премии Архангельского Союза журналистов имени Аркадия Гайдара (1975 г.). Итогом его журналистской деятельности стала персональная фотовыставка, которую организовали коллеги в Архангельском областном киноцентре в декабре 1998-го уже после его смерти и передали её Красноборскому историко-мемориальному музею.

 

Виктор Толкачёв

 

 

Иван Николаевич Меньшиков.
Остался на линии огня

 

В книге «Северная тетрадь» литературный критик Александр Михайлов рассказал о романтиках, в тридцатые годы потянувшихся в Гиперборею. Николай Леонтьев, Георгий Суфтин, Иван Меньшиков «...приехали сюда не без тайной надежды найти в Заполярье свой Клондайк, расширить географию советской литературы. И если Леонтьев почти целиком погрузился в стихию устного творчества печорян, близкого его натуре сказочника, выдумщика, острослова, поразившего его своим многообразием и богатством, то Суфтин и Меньшиков устремились в тундру, в ненецкие стойбища, где происходила коренная ломка жизненного уклада, рушились феодальные и полуфеодальные устои, в мучительной борьбе утверждался социализм».

Иван Меньшиков работал журналистом в газете «Няръяна вындер». Чтобы лучше узнать жизнь ненцев, он часто отправлялся в тундру, научился говорить по-ненецки, управлять оленьей упряжкой, метать тынзей-аркан. Подолгу пил чай с новыми знакомыми, айбурдал – ел сырое мясо, что тоже сближало его, искреннего, открытого человека, с коренными жителями суровой земли. Однажды Меньшиков, смущаясь, признался Суфтину, что хочет написать книгу о Севере и его людях.

По его инициативе при редакции газеты возник литературный кружок, который позднее станет литературным объединением «Заполярье». С тридцатых годов «Заполярье» даёт Ненецкому округу знаковые литературные имена: Маремьяна Голубкова, Георгий Вокуев, Александр Канюков, Алексей Коткин, Алексей Пичков…

Через два года жизни в Заполярье, в 1936 году, журналист и писатель Иван Меньшиков вернулся в Москву. Работал в «Комсомольской правде». С первых дней войны рвался на фронт. Но не сразу удалось ему добиться этого. 20 июля 1942 г. он пишет в Оборонную комиссию Союза советских писателей заявление: «Прошу Оборонную комиссию возбудить ходатайство перед Политуправлением РККА о посылке меня на фронт в действующую армию, так как год работы в «Комсомольской правде» дал мне возможность хорошо узнать только тыл, а для полноценной творческой работы мне требуется ещё знание фронта».

И он получил ответственное боевое задание: выпускать на территории оккупированной Белоруссии и Украины «Комсомольскую правду».

Самолёт, на котором он летел к партизанам, разбился при посадке.

В дневнике писателя осталась запись: «Сегодня-завтра уезжаю в немецкий тыл. Полностью обмундирован и вооружён.

19 апреля был принят в кандидаты партии... Точно прошло моё детство, юность и наступило мужество. Как много надо и можно сделать. Удивительно, что, уходя в неизвестность, я не чувствую… страха за себя. А ведь возможно всё…» И это случилось: через несколько дней, где-то под Мозырем, он погиб партизаном. Книги его о Севере переиздавались много раз.

 

Сергей Доморощенов

 

 

Александр Александрович Тунгусов.
В огне ковались командиры

 

…Осенью 1939-го Александра Тунгусова призывают в РККА. У него было плохое зрение – как ему удалось пройти комиссию?.. Он служит в Сибири водителем танка отдельного противотанкового дивизиона. И на боевых учениях стал виновником аварии танка, загнав его в какую-то яму. Был отстранён от вождения, но оставлен на службе как грамотный красноармеец.

С начала Великой Отечественной войны Александр Тунгусов – старшина-писарь. Время на войне быстро летит. В марте 1943-го Александр Тунгусов, уже офицер штаба, заведует секретным делопроизводством 528-го истребительно-противотанкового полка 29-й и 31-й армий, которые участвуют в боях на Западном, 3-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах.

Зимой 1944-го Александру Тунгусову разрешают отпуск. Он приезжает на родину. Родителей радует тем, что жив и невредим; родных – драгоценными по тем временам фронтовыми дарами: банкой тушёнки, куском мыла, пачкой махорки, горстью конфет-подушечек для детей… Ему показывают деревенских красавиц-невест, а он всё пишет в газету и даже успевает опубликовать в «Новом Севере» серию очерков «От Орши до Гродно: из фронтового блокнота». Невесты подождут до Победы…

В наступательных боях с 23 июня по 7 июля 1944 года по уничтожению окружённой вражеской группировки восточнее Минска он участвовал в отражении двух контратак противника. За это время полк уничтожил свыше 700 вражеских солдат и офицеров, 11 танков и самоходных орудий, 343 пулемёта, 11 орудий, 10 автомашин; взято в плен более 150 солдат и офицеров противника. Во всём этом была и частица упорного труда лейтенанта Тунгусова, награждённого орденом Красной Звезды.

Комсорг полка, помощник начальника штаба, он писал в армейские газеты «На разгром врага» и «На врага», готовил наградные документы для солдат и офицеров, вёл дневник и даже сочинял стихи…

Победу Александр Тунгусов встретил в Словакии и до конца 1945 года служил в Венгрии. Был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени и в июле 1946-го демобилизован в звании старшего лейтенанта.

Вернувшись на родину, стал ответственным секретарём газеты «Новый Север», а после учёбы в Ленинградской ВПШ был утверждён её редактором. Активно сотрудничал с областной «Правдой Севера». В результате в октябре 1954-го был направлен собкором по Ненецкому национальному округу. Перешёл в газету «Няръяна вындер». Член Союза журналистов СССР (1958), он оживил в газете творческую работу Литобъединения «Заполярье», перейдя в научные сотрудники Ненецкого окружного музея, он создал отдел советского периода (1965); стал корреспондентом окружного радио (1968).

Весь этот этап жизни был исключительно благодатным для его творчества. Зрелого журналиста привлекали не только экзотика Заполярья, но культура и быт ненцев. Его статьи, очерки, аналитические материалы вызывали резонанс в читательской среде. Находка и публикация документа о плавании Василия Ломоносова в Пустозерск на поморском судне «Чайка» сделали его членом Северного отделения Археографической комиссии АН СССР (1973). Вернувшись в 1976-м на родину – в село Вознесенское Верхнетоемского р-на – он с энергией молодости отдаёт свои силы активной журналистике и краеведческой работе. По его инициативе в 70-е годы в Верхней Тойме открыта Комната боевой славы. В 1980-м в селе Вознесенское создан историко-краеведческий музей; установлена памятная стела в устье реки Иксы к 70-летию освобождения Севера от интервентов и белогвардейцев.

В 1994 году за большой вклад в восстановление истории Верхнетоемского района, творческую работу по сохранению культурно-исторических ценностей Верхнетоемского района А.А. Тунгусову присвоено звание «Почётный гражданин Верхнетоемского района». В 2007 году, отмечая 70-летие его творческой деятельности, правление Союза журналистов Архангельской области вручило ему высшую профессиональную награду – знак «За заслуги перед журналистским сообществом». Эти десятилетия Александр Тунгусов, по-солдатски отважно, по-крестьянски честно и надёжно, воевал и исполнял духовную работу. Заслуженный журналист, удачливый партизан науки, генерал от краеведения, теперь уже легендарный, он ушёл от нас в 98 лет.

 

Виктор Толкачёв

 

 

Георгий Павлович Вокуев. Труженик войны и журналистики

 

Родился в многодетной семье пастуха-оленевода Большеземельской тундры. В 1930-е семья переехала в Нарьян-Мар, родители работали на Опытной сельскохозяйственной станции. Георгий окончил 9 классов, учился в Нарьян-Марском педучилище.

Но началась война... Рядовым воевал на Северо-Западном и 1-м Белорусском фронтах. Был ранен. В 1946-м, после демобилизации, работал в Нарьян-Маре инструктором Ненецкого окружкома комсомола, вступил в партию (1951).

Влечение к творчеству привело его в окружную газету «Няръяна вындер», где работал литсотрудником, заведующим отделом. В 1954 году был назначен редактором районной газеты «Полярная звезда» в Амдерме. Но вскоре его вернули в Нарьян-Мар в качестве замредактора газеты «Няръяна вындер».

Когда в 1958 году в округе начались геологопоисковые работы, он из журналистов пошёл в бурильщики Нарьян-Марской геологоразведочной экспедиции. Стал одним из летописцев геологоразвездки в заполярной тундре.

В 1965-м, с организацией Ненецкой окружной редакции радиовещания, вернулся в журналистику, работал старшим редактором, то есть Георгий Вокуев был радиожурналистом первого призыва нарьян-марского радио. Ему было поручено вести в эфире общественно-политическую тематику, и с этой задачей он успешно справлялся.

Не любил Георгий Павлович сидеть в редакции, следуя девизу любимой песни: «трое суток не спать, трое суток шагать ради нескольких строчек...», объездил округ от Харуты до Каратайки, от Колгуева до Неси. Из каждой командировки привозил десяток с лишним кассет с записями сельчан, свежие впечатления о жизни заполярной глубинки.

Особой темой были краеведческие изыскания из прошлого Печорского края – Пустозерск, революционные перипетии, формирование нового уклада жизни в экономике, политике, культуре, национальном сознании, Великая Отечественная война. Своим участием в ней гордился.

Выступал в коллективах с лекциями, беседами, возглавлял окружное общество охраны памятников истории и культуры, писал пьесы, без дела себя не мыслил и был востребован временем.

Увлечённо занимался краеведением, изучал историю революционных событий на Печоре. Собранные материалы легли в основу пьесы «Герои не умирают», посвящённой сыну ненецкого народа Григорию Хатанзейскому. Написал пьесу «Хотя Ленин и не был на Севере», заказанную ему к 40-летнему юбилею Ненецкого округа, которая была поставлена в 1979 году Нарьян-Марским народным театром. В 1985-м награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. В 1989 году выехал в среднюю полосу России, в Липецкую область.

 

Продолжение читайте в следующих номерах «НВ»