Вы здесь

Льготы. Поровну или по справедливости?

Ирина Мартьянова о разнице в субсидиях для города и для села

Жители округа интересуются, каким образом рассчитываются субсидии на оплату ЖКУ для некоторых категорий граждан. Такие вопросы регулярно поступают в газету и на «прямую линию» главы региона. О том, что такое региональные стандарты и как они связаны с субсидиями на оплату ЖКУ, рассказывает заместитель начальника Управления по государственному регулированию цен и тарифов НАО Ирина Мартьянова.

– Почему размер выданных гражданам субсидий на оплату ЖКУ разнится по населенным пунктам округа?

– Уже в названии субсидий определено их назначение, т.е. предоставляться эти субсидии должны на основе фактически начисляемой гражданам платы за жилищно-коммунальные услуги с учетом того, сколько люди реально платят за ЖКУ. Эти платежи в каждом муниципальном образовании различны, как различны тарифы на коммунальные услуги, различна плата за содержание и ремонт жилья и т.д. Поэтому рассчитываться субсидии на оплату ЖКУ в каждом поселении НАО должны исходя из разных исходных показателей, которые называются региональными стандартами стоимости жилищно-коммунальных услуг.

– Как рассчитываются региональные стандарты?

– Эти стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг рассчитывают на основе совокупной платы за ЖКУ, т.е. на основе тарифов на коммунальные услуги и платы за содержание и ремонт жилого помещения, платы за пользование жилым помещением и взноса на капитальный ремонт. Региональный стандарт рассчитывается на одного человека в соответствии с нормой площади жилья и нормативами потребления коммунальных услуг. Поскольку цены и тарифы во всех муниципальных образованиях различны, то и региональные стандарты различаются.

– Можете ли вы привести примеры разницы по населенным пунктам округа?

– В большинстве сел округа небольшой перечень предоставляемых в жилфонде коммунальных услуг. Например, плата за холодное водоснабжение присутствует только в семи сельских муниципальных образованиях, а плата за горячее водоснабжение на селе взимается только в Амдерме, Тельвиске и Коткино. Тариф на тепло для сельчан в два раза ниже, чем для большинства жителей Нарьян-Мара и Искателей, за исключением жилфонда, отапливаемого УК «Нарьян-Марстрой», тариф на электро-энергию в Заполярном районе на 30 % ниже, чем в городе. В большинстве сел отсутствует плата за содержание и ремонт жилья, нет платы за найм жилья. Таким образом, практически во всех сельских населенных пунктах совокупная плата за жилищно-коммунальные услуги значительно ниже, чем в Нарьян-Маре и поселке Искателей, а также ниже, чем в поселке Амдерма и в селе Тельвиска. Поэтому и региональные стандарты в большинстве сельских муниципальных образований меньше.

– А почему бы не установить единые региональные стандарты для сельской местности или для Заполярного района?

– Потому что дома разные, где-то больше благоустройства, где-то меньше. В Амдерме, к примеру, весь жилфонд благоустроенный, здесь самые высокие тарифы на горячее водоснабжение. В поселке и реальные платежи за коммуналку самые высокие из сельских населенных пунктов. В Тельвиске большая доля благоустроенного жилфонда, есть горячая и холодная вода, значит и плата больше, чем в других селах округа. В поселке Искателей жилфонд с полным набором услуг, тарифы выше, чем на селе. То есть если установить общий региональный стандарт для всего Заполярного района, то для жителей Амдермы, Тельвиски и поселка Искателей он будет занижен, а для остальных сел – необоснованно завышен. В этом случае жители Искателей, Амдермы и Тельвиски, которые достаточно много платят за ЖКУ, не попадут в категорию получателей субсидий или получат слишком низкие субсидии. А жители других муниципальных образований, регио-нальный стандарт для которых завышен, неправомерно получат субсидии на те услуги, которые им вообще не предоставляются. С такой ситуацией мы столкнулись, когда был установлен единый средний региональный стандарт по Заполярному району.

– К чему это привело?

– Возможно, была следующая ситуация. Семья из трех человек с совокупным доходом 80-90 тысяч рублей, т.е. с доходом на одного человека в 27-30 тысяч, попадала под субсидию. При этом реальный платеж в месяц составлял от двух с половиной до трех тысяч рублей. Поскольку региональный стандарт для большинства сел был завышен, то и субсидия была очень высокой. В результате семья получала льготу, которая полностью, в размере 100 процентов, покрывала все платежи этой семьи за жилищно-коммунальные услуги. И это не единичные случаи. Так, попадали под субсидию семьи, в которых среднедушевой доход в полтора-два раза превышал размер прожиточного минимума на человека. Такой подход противоречит принципу назначения данных субсидий. Они должны выплачиваться только тем гражданам, доходы которых не позволяют в полной мере оплачивать все жилищно-коммунальные услуги. Поэтому с региональными стандартами и субсидиями в каждом муниципальном образовании нужно работать отдельно.

– Как размер региональных стандартов связан с нормативами и как это влияет на субсидию?

– Для семей разной численности различна норма площади на одного человека, поэтому различен и размер регионального стандарта на одного человека. Норма площади для одного человека составляет 49,5 кв.м, значит, и размер регионального стандарта рассчитан на этот показатель, по которому и будет рассчитана субсидия. Таким образом, если в квартире размером 100 кв.м зарегистрирован лишь один человек, то субсидия начисляется только на 49,5 кв.м, а не на всю площадь в 100 кв.м. Другой пример – в квартире зарегистрированы четыре человека и плата за ЖКУ начисляется на них всех. Гражданин подал заявление только на себя: указал, что его семья состоит из одного человека, следовательно, будут учитываться только его доходы. В этом случае и субсидия будет начисляться не на всю сумму платежа на семью из четырех человек, а только на одного. К слову, льготы ветеранам труда предоставляются по такому же принципу: не на всех проживающих в квартире, а только на получателей льгот.

– Какое основное условие при предоставлении субсидий?

– Главный принцип – сумма средств на оплату ЖКУ, рассчитанная на основе регионального стандарта стоимости коммунальных услуг, не должна превышать 15% от совокупного дохода семьи. Допустим, у семьи из пяти человек при совокупном доходе 80 тысяч рублей и у семьи из трех человек при доходе в 45 тысяч рублей одинаковые платежи за ЖКУ в три тысячи рублей. В этих семьях практически одинаковые доходы на одного, но при этом в семье с доходом в 45 тысяч рублей больше нагрузка на семейный бюджет. Поэтому при определении прав на субсидии ключевой момент – совокупный доход семьи. Цель субсидий не в том, чтобы полностью освободить граждан от платы за ЖКУ, а в том, чтобы помочь тем гражданам, у которых платеж в пределах норм и нормативов превышает 15 % совокупного семейного дохода. То есть чем больше совокупный доход, тем меньше субсидия. При этом стоит помнить, что 15% совокупного дохода семьи сравнивается не со всей суммой платежа за ЖКУ в квартире, а только с платежом, рассчитанным по региональному стандарту, т.е. в пределах норм и нормативов. Тем самым все граждане при оплате за ЖКУ ставятся в равные условия, т.е. соблюдается принцип социальной справедливости.