Вы здесь

Лицом к жильцам

Уже год управляющие компании работают по лицензии. Внесение поправок в Жилищный кодекс, ужесточающих требования к УК, должны были навести порядок на рынке коммунальных услуг и очистить его от нерадивых управленцев.

По мнению исполняющего обязанности начальника Государственной инспекции строительного и жилищного надзора НАО Сергея Абрамовского, деятельность в условиях усиленного контроля со стороны государства привела к положительным сдвигам в работе управляющих организаций.

Напомним, поправки о лицензировании компаний были внесены в законодательство в июле 2014 года, а уже с мая 2015-го организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, должны работать исключительно на основании выданной органом госжилнадзора лицензии.

В мае прошлого года в Ненецком округе право работать в сфере управления многоквартирными домами получили 14 организаций. Затем в течение нескольких месяцев на рынке коммунальных услуг появилось еще шесть. Одна из них – ООО «Альтернатива +», пройдя процедуру лицензирования, так и не стала управлять домами и обратилась в Госстройжилнадзор НАО с просьбой отозвать ее лицензию.

– Сегодня у нас работают 19 организаций, в управлении которых находятся 577 многоквартирных домов, общей площадью 726 тысяч квадратных метров, – сообщил на встрече с журналистами Сергей Александрович. – Еще на стадии принятия решения о лицензировании высказывались различные доводы по поводу нововведения. Сейчас, когда окружные компании уже более года отработали в достаточно жестких условиях, можно подвести первые итоги лицензионного контроля за их деятельностью.

Среди многих показателей можно выделить один из главных критериев – количество жалоб жильцов обслуживаемых домов, поступающих в Госстройжилнадзор НАО.

Анализ обращений граждан показывает пусть и не явно выраженный, но заметный сдвиг в положительную сторону. На 1 июня 2012 года было зафиксировано 40 жалоб и обращений, за тот же период 2013-го – 77, в 2014 году – 84, в 2015-м – 110, а в 2016-м – 96 жалоб.

– До этого года количество жалоб граждан на работу управляющих компаний только возрастало, – констатирует Сергей Абрамовский. – Более того, в 2016 году мы заметили, что жильцы стали обращаться в инспекцию с заявлениями о прекращении рассмотрения жалоб в связи с тем, что конфликтные ситуации уже улажены управляющими организациями. Из этого я делаю вывод, что УК наконец-то начали поворачиваться лицом к жильцам.

Еще одним показателем действенности ужесточения законодательства в сфере коммунальных услуг является достаточно высокий уровень дисциплины компаний в части устранения допущенных нарушений. Если тремя годами раньше из выявленных инспекцией нарушений было устранено не более 44 процентов, то в 2015–2016 годах, то есть на первом этапе введения лицензионного контроля, неустраненными остались лишь 26 нарушений. За этот период в срок было устранено 164 нарушения или 86 процентов от выявленных.

Как пояснил Сергей Абрамовский, на протяжении нескольких предыдущих лет, получив предписание на устранение нарушений, управдомы высчитывали, что дешевле: устранить их или заплатить штраф (от 10 до 20 тысяч рублей) за неисполнение предписания.

– Однако сегодня цена невыполненного предписания стала значительно выше. Штраф для УК составляет от 200 до 300 тысяч рублей, – говорит Сергей Александрович. – Помимо этого, дважды невыполненное в течение года предписание влечет для организации автоматическую потерю права управлять многоквартирным домом, а если в таком порядке теряется право управления 15 процентами многоквартирных домов, то аннулирование лицензии. При этом выявлять правонарушения со стороны УК и привлекать к ответственности виновных лиц для нас не является главной задачей. Основная цель – направить работу управляющих организаций в русло законодательства и установить обратную связь с жильцами.

Кстати, обратную связь с жильцами намерена наладить и сама инспекция Госстройжилнадзора. Руководители структуры решили проводить личные приемы граждан непосредственно в офисах управдомов. Первая встреча представителей инспекции состоялась 8 июня в ООО «Управляющая компания «Служба заказчика». Следующий визит назначен на 22 июня в МУП «Служба заказчика по ЖКУ п. Искателей».

#: