Вы здесь

Ну, за грамотность!

День филолога отметили в России в минувшее воскресенье, 25 мая. Его празднуют люди, посвятившие жизнь изучению и сохранению языка как главной части любой культуры и литературы.

Инна Михеева – филолог, с юных лет она мечтала стать учительницей, правда, английского языка. Но судьба распорядилась иначе. Много лет она преподает русский язык и литературу в Нарьян-Марской школе № 5.

О судьбе родного языка, о том, как сохранить его и привить любовь к нему детям, мы говорили с ней во время большой перемены.

– Инна Николаевна, как вы стали филологом?

– В школе моим любимым предметом был английский язык. И я даже поступала в Поморский государственный университет на иняз, но не рассчитала своих сил, школьной подготовки оказалось недостаточно. На вступительных экзаменах в Архангельске мне пришлось конкурировать с выпускниками спецшкол с углубленным изучением иностранного языка, и я не прошла по конкурсу. Так, волею судьбы, я осталась в родном Нарьян-Маре и поступила в педучилище. Тогда переживала, а теперь нисколько не жалею! А решающую роль в том, что я стала именно филологом, сыграла встреча с Тамарой Андреевной Дуркиной. Это – педагог и филолог от Бога. Она за два года научила меня любить и понимать русский язык! Хотя и до этого у меня по русскому в школе были только «пятерки» и «четверки», но только в педучилище я поняла, как интересен язык, и что познавать его человек может на протяжении всей жизни! Я окончила педучилище с красным дипломом, сразу же поступила в университет и продолжила образование. Много лет работаю педагогом и до сих пор с удовольствием хожу на работу, мне очень нравится то, что я делаю.

– Что из себя представляет наука филология? Кто вы – филологи?

– С помощью языка, его анализа филологи изучают историю и духовную культуру общества. Но, если собственно литературоведы и филологи занимаются научной работой, то мы, учителя, являемся проводниками между учеными и детьми. Наша задача – просто и доступно передать детям знания о языке. Я считаю, что быть филологом – высокое предназначение. Ведь в основе любой науки лежит язык. Если ребенок хорошо знает язык, владеет речевыми навыками, значит, он будет хорошо учиться и по остальным предметам.

– Языковеды бьют тревогу: уровень грамотности и образованности населения становится все ниже. Вы согласны?

– Да, общество становится менее грамотным, и это очень заметно. Раньше, еще буквально несколько лет назад, дети гораздо больше читали. Теперь наступил век информационных технологий. С одной стороны, это очень хорошо, мы тоже используем ноу-хау в своей работе, но, к сожалению, школьники, да и вообще люди все реже берут в руки книги. Меня, как учителя, это огорчает. Я стала замечать, что дети разучились словами выражать мысли и чувства. Иногда наблюдаю, как ребята сидят буквально за соседними столами и пишут друг другу sms, не утруждая себя живой речью. Все больше становится детей-одиночек, которые везде ходят с планшетом и айфоном и совершенно не нуждаются в общении со сверстниками. Это вызывает серьезные опасения. Причем, это касается не только подростков, но и взрослых. Наш словарный запас стал настолько беден, что мы не можем сформулировать свои мысли, чтобы высказать их. Тревожит и то, что СМИ перестали нести культуру. Сегодня даже с экрана сплошь и рядом звучит неграмотная речь, ведущие делают неправильные ударения в словах. И у нас в Нарьян-Маре это есть. Очень часто мы встречаем ошибки в рекламных проспектах, в «бегущей строке», объявлениях, прейскурантах уличных торговых ларьков. На занятиях по культуре речи мы даже давали ученикам такие практические задания: найти ошибки в объявлениях или рекламе.

– Что нужно предпринять, чтобы сохранить язык и ликвидировать всеобщую безграмотность?

– Необходимо каждому начать с себя, надо учиться говорить правильно. Я, например, говорю своим ученикам, что тоже не знаю язык на «пять», из года в год сама учусь, пополняю свой словарный запас. Сейчас в стране проводится много конкурсов по филологии, и я приветствую, когда мои ученики принимают в них участие, стараюсь им помочь в подготовке. Порой на уроках нарочно создаю ситуацию, как будто бы сама не знаю ответа на какой-то вопрос, и предлагаю ребятам: «Давайте вместе посмотрим в словаре!». И таким образом вовлекаю их в работу со словарями.

– А как вы работаете с родителями?

– На каждом родительском собрании я напоминаю, что с детьми непременно нужно разговаривать! Когда ребенок пришел из школы, как бы вы ни были заняты, как бы ни устали, посадите его рядом с собой и выслушайте, как прошел его день, расспросите, что он делал, читал, видел, расскажите о своем дне. Это и есть общение, развитие речи! Пусть дети читают, читайте сами. В семьях перестали читать. Спрашиваем у учеников: «Кто из ваших родителей читает по вечерам, в выходные дни?» Единицы! Буквально два-три человека в классе поднимают руки. Помню, когда я начинала работать в школе, родители жаловались, что дети ночами читают под одеялом с фонариком. Когда я рассказала об этом своим сегодняшним ученикам, они посмеялись и не поверили, посчитали это за анекдот. Я с ностальгией вспоминаю свои первые уроки литературы. Каждый урок превращался в интересный разговор, дискуссию, диалог, потому что дети много читали и имели свое собственное мнение. Сейчас на уроках мы тоже рассуждаем, ученики отвечают, согласны они либо не согласны, например, с мнением автора, но аргументировать свое мнение способны далеко не все, потому что не читали книгу, не хватает словарного запаса. Речь современных подростков скудна и невыразительна. Поэтому защита и пропаганда русского языка, внимание к нему – важнейшая задача, стоящая перед учителем-словесником.

– У молодежи сегодня мода на коверканье слов. Что вы можете сказать в противовес, ведь наверняка вы – за грамотное пользование родным языком?

– Я считаю, что людям должно быть стыдно говорить и писать с ошибками. И лень или спешка, на которую многие ссылаются, это не оправдание. Мы не имеем права относиться пренебрежительно к языку, потому что это неуважение к самому себе. Неграмотный человек обречен на неуспех. Это факт. Люди с грамотной речью и богатым словарным запасом быстрее добиваются успеха. Советую и детям, и взрослым: чаще обращайтесь к помощи словаря, больше читайте, ищите и используйте новые слова, участвуйте в развивающих играх, послушайте себя со стороны. И если вдруг вы услышали, что кто-то говорит неправильно, обязательно поправьте собеседника. Тактично, разумеется. Но оставлять без внимания неграмотную речь нельзя.


Кстати

Филология (от греческого logos – слово) – область знания, изучающая письменные тексты и на основе их содержательного, языкового и стилистического анализа – историю и сущность духовной культуры общества. Филология возникла в Древней Индии и Греции. В XVII-XVIII веках сложилась как наука, изучающая древнюю культуру (язык, литературу, историю, философию, искусство в их взаимосвязанности). С дифференциацией отдельных наук содержание понятия филологии изменилось: ее стали понимать как совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве.

Большой энциклопедический словарь