Вы здесь

Газ против бензина

На многотопливной заправке будут доступны все виды топлива

В Ненецкой нефтяной компании подготовили проект строительства совмещенной автозаправочной станции – кроме бензина и дизтоплива на ней можно будет заправиться и газом. При этом экономическая целесообразность внедрения газа на этой многотопливной АЗС остается под вопросом. 

Правительство России предлагает создавать в регионах условия для использования природного газа в качестве топлива. В масштабах страны такая политика понятна – использование газа позволяет уменьшить расходы более дорогого топлива на основе нефти. Кроме того, что газ обходится дешевле, он в меньшей степени загрязняет окружающую среду. Но одно дело – продвигать газ там, где этим видом топлива уже активно пользуются, есть газовые заправки и сервисы, и совсем другое – внедрять газовую инфраструктуру там, где на этом виде топлива практически никто не ездит.

Строительство многотопливной заправки (МАЗС) предполагается развернуть на ул. Юбилейной в районе автобусной остановки «Новый поселок». Место достаточно удачное – расположено на главной и единственной дороге из Нарьян-Мара в Искателей, в непосредственной близости АЗС нет, к участку подведены электросети и газопровод. Кроме, собственно, заправки, проект станции также включает в себя магазин, автомойку, пункт шиномонтажа и станцию технического обслуживания автомобилей.

Здесь помимо традиционных сортов бензина предполагается установить колонку для отпуска компримированного (сжатого) природного газа. Для этого на АЗС нужно будет обустроить и компрессорно-насосную станцию.

В проекте ННК указана и пропускная способность комплекса. В сутки – по 500 обычных заправок машин и по 100 газовых. Что немаловажно, на станции всем желающим планируется устанавливать газобаллонное оборудование.

Газовый монополист

Сегодня в Нарьян-Маре газовое оборудование на автомобили не устанавливают. Таким образом, МАЗС ННК может стать пионером в деле перевода транспорта на газ и единственным продавцом компримированного газа в городе. С точки зрения бизнеса это неплохо – нет конкурентов. Но есть и минус – сейчас машин с газовым оборудованием в округе практически нет, разве что заедут гости из других регионов. Мы решили узнать, как смотрят на перспективы новой заправки люди, профессиональная деятельность которых связана с автомобильным транспортом.

Начальник дорожной полиции по НАО Александр Стрепетилов отметил, что газовое оборудование должно быть сертифицированным, его установка в автомастерских также требует лицензии, и поделился своим видением проекта:

– Газ дешевле бензина, но и расходуется он быстрее. Конечно, само газобаллонное оборудование для машины и переделка двигателя – дело не дешевое, это около 30–40 тысяч на Большой земле. Но с точки зрения выгоды, автомобиль на газовом топливе примерно на 30% экономичнее.

В компримированном газе есть один существенный минус – у нас крайне суровый климат, зима по полгода, машину сложно заводить. Это и с бензиновым двигателем не у всех получается. К слову, и при установленном газовом оборудовании для пуска автомобиля всегда используется бензин, а уже потом двигатель переключается на газ. Кроме того, на морозе за 20 градусов автомобиль потеряет мощность.

Что касается безопасности, то здесь все зависит от обслуживания. Не разделяю мнения о том, что автомобиль на газу более взрывоопасный или пожаро-опасный, чем на бензине. Загореться может и бензиновый автомобиль, если за его состоянием плохо следить.

Кстати, метан требует большего сжатия, чем пропан или бутан, поэтому в объеме его получается меньше, но возрастают требования к баллонам – они должны быть прочнее, поскольку выше давление.

Обычная практика внедрения газа в регионах выглядит так: сначала на газ переходит общественный транспорт, автобусы, такси, а потом уже и частники приобщаются. Сработает ли такая схема в Заполярье?

Экономика должна быть экономной

Стоит ли переводить общественный транспорт на газ и как скоро экономия топлива покроет расходы на переоборудование? На сегодня нет никаких предпосылок к тому, чтобы автобусы в городе перевести на сжатый газ. Вопрос прокомментировал директор муниципального унитарного предприятия «Нарьян-Марское АТП» Михаил Елисеев:

– В городе пока негде ставить газовое оборудование, так что если процесс перехода водителей-частников на газ и начнется, то уж точно затянется на несколько лет. Да и не все на это пойдут – в мороз моторы на газу теряют мощность и заводятся с трудом.

Что касается общественного транспорта, то лично я, как хозяйственник, не поддерживаю идею перехода автобусов на газ. Это себя не окупит и за несколько лет – сплошные убытки. Нужно менять инфраструктуру, людей переобучать, строить новые специальные гаражи, чтобы соответствовать требованиям. А в частные руки газовые автобусы отдавать опасно – посмотрите, сколько в Архангельске автобусов в год горит, в основном, на газу. Все потому, что частники плохо следят за своей техникой. Перетрется топливопровод – утечка газа, а он более взрыво-опасен, чем бензин.

Для такого предприятия, как АТП, нужна альтернатива. Нужны гарантии поставок газа, ведь если случится что-то, все автобусы в городе встанут, – считает Михаил Елисеев.

В частных автомастерских тоже скептически смотрят на перспективы газового топлива в Нарьян-Маре:

– Сейчас в городе никто не ездит на газу, так что в этом смысле рынок совершенно свободен. Но на то есть свои причины – в морозы и так сложно завестись, а с газом половина машин просто встанет, не говоря уже о том, что мощность двигателя упадет. Для примера, в Архангельске достаточно много машин на газе, но зимой его там мало кто использует, а в Нарьян-Маре зима занимает большую часть года. К тому же далеко не все машины и модели двигателей предназначены для газового топлива, это предусмотрено не всеми производителями. В общем, считаю, что газ для Крайнего Севера не подходит как моторное топливо. В своем цеху сервис по установке такого оборудования организовывать не буду, мне это невыгодно, – говорит директор автомастерской «Автомик» Михаил Викторович.

Заправка в цифрах

Стоимость проекта автозаправочной станции оценивается в 187 миллионов рублей. По бизнес-плану комплекс окупится через семь с половиной лет. Правда, план предполагает, что построена МАЗС будет в течение этого года и уже с самого начала 2015 года приступит к работе. Но на стройплощадке пока пусто.

Во сколько же обойдется водителям природный газ? В плане указана цена в 10 800 рублей за 1000 кубических метров. Таким образом, цена за один кубический метр составит 10 рублей 80 копеек. В баллоне емкостью сто литров помещается примерно 23–24 кубических метров сжатого газа.

Для сравнения приведем цены на бензин с той ж заправки: АИ-92 – 33,91 руб., АИ-95 – 36,72 руб., АИ-98 – 38,74 руб. Цена дизельного топлива заявлена в 36 рублей 61 копейку.

Планируется, что общая прибыль комплекса будет постепенно возрастать и с 13,5 миллиона в 2015 году дойдет до 25 миллио-нов к 2022 году. В эти суммы включены и те поступления, которые планируется получить от реализации автомобильных товаров и работы сервиса СТО, а также от мойки машин.

При этом собственно метана планируется продавать на 4 миллиона 800 тысяч рублей в год, но это без учета себестоимости. Значит, прибыль от него будет где-то в районе полутора миллионов, то есть, в общем объеме не будет для многотопливного комп-лекса решающей. Стоит ли в таком случае вносить в проект МАЗС газовую заправку? Как видим, сейчас специалисты скептически относятся к перспективам газового топлива в НАО. Не будет ли газовая колонка всю зиму стоять без дела?

С другой стороны, возможно, в ближайшие годы начнется реализация проекта «Печора-СПГ», по которому газопровод пройдет вблизи Нарьян-Мара с Кумжинского и Коровинского месторождений до порта в Индиге. Будет ли возможность забрать немного природного газа для автовладельцев города и как увязать с этим масштабным проектом строительство небольшого заправочного комплекса?


Природный газ, как и любой другой, может быть сжат при помощи компрессора. При этом занимаемый им объем значительно уменьшается. Природный газ традиционно сжимается до давления 200–250 бар, что приводит к сокращению объема в 200–250 раз.

КПГ может использоваться в качестве топлива не только для автомобильного, но и для речного, железнодорожного и воздушного транспорта.

С тех пор как в 1860 году был сконструирован первый двигатель внутреннего сгорания на светильном газе, мировой рынок транспорта, работающего на газомоторном топливе, постоянно развивается. Энергетической стратегией России предусмотрено, что к 2020 году газовые виды топлива должны заменять до 10–12 млн тонн нефтепродуктов ежегодно.

В 58 регионах России действует 246 заправочных станций.