Вы здесь

Усть-Кара – живописная земля

На встрече с детьми / Фото предоставлено автором

Первый раз я была в Каре 19 лет назад. Помню, как много семей мы обошли тогда вместе с инспектором по охране прав детства.

Ещё запомнилась особенная красота местного населения: стройные, смуглые. Женщины с раскосыми большими карими глазами и чёрными волосами.

На «Аннушке» до Кары лететь три часа. Долго. Билеты субсидированные, 11 тысяч рублей в одну сторону. Реальная стоимость гораздо выше. В аэропорту пограничный контроль. Нужен пропуск.

В этот раз в командировку лечу не одна: со мной специа­лист комиссии по делам несовершеннолетних Заполярного района Елена Хабарова. Мы с Леной вместе с первого класса школы и вот уже почти двадцать лет – коллеги по работе с семьями.

Нас разместили в пришкольном интернате – отдельное крыло поселковой амбулатории. Всё хорошо, очень тепло. Цивилизованный туалет, кухня, удобные кровати. А за окном! С одной стороны тундра, с другой море. Холодное, солёное, неприступное и невероятно красивое.

Первое, что ощутила, когда вышла из самолёта, это запах моря, смешанный с дымом от угольных печей. Земля каменистая, чёрная от щебня и угля. Уголь здесь у каждого дома, одними дровами здание не обогреешь, когда надо топить круг­лосуточно.

Все местные собаки, а их очень много, с чёрным налётом. Они погавкивают, но агрессии нет, совсем не страшные.

Больше нас насторожили рассказы о белых медведях, перио­дически приходящих в посёлок. Глава Евгенья Ювинальевна Амеличкина тут же успокоила: если медведь придёт, предупрежу вас. Мы смеёмся, шутим, что медведь в первую очередь обязан явиться к ней – как к главе муниципального образования и проинформировать, что вот, мол, пришёл в Усть-Кару.

Интересная особенность почти каждого дома: кроме входной двери есть ещё калитка высотой на полдвери. Спрашиваем проходящего мимо мужчину: зачем так делают? Он совершенно серьёзно отвечает: «Чтобы медведь не залез».

Евгенья Ювинальевна избрана главой уже четвёртый раз. Она болеет душой за каждого жителя северного посёлка. Не оставляет без своего внимания любые проблемы сельчан.

Вместе с директором школы, Евгенией Михайловной, регулярно посещает семьи, знает, кто из учеников и по каким причинам прогулял урок, кто из родителей не уделяет достаточного внимания воспитанию детей, кто отлично с этим справляется.

Кстати, семей, находящихся в социально опасном положении, в Усть-Каре практически нет. Я писала об этом же, когда побывала в Каратайке. Меня приятно удивил такой факт.

Не так давно много поселковых детей оставались без попечения родителей.

Сейчас в Усть-Каре проживает 550 жителей, а зарегистрировано порядка 700 человек. Самая возрастная жительница – 1934 года рождения, самая маленькая родилась 26 мая. Есть приезжие специалисты – учителя из Марий Эл, медработник из Ростова-на-Дону.

Глава вспоминает, что 17 лет подряд жили в Усть-Каре супруги Травины. Приехали на север сразу после медучилища, поженились, у них родилось трое детей. Чета Травиных честно трудилась на краю света. Не испугали южан ни холод, ни студёное море, ни тяжёлый быт.

Рядом с посёлком два озера с питьевой водой. Подходим к одному из них, который называют Котлован.

И видим, как черпает ковшом талую воду, смешанную со льдом, женщина. Ей помогает девочка. Набрав тяжёлые ведра, несут их домой. Я знаю, какой это тяжёлый труд. Сама росла так.

Мы знакомимся. Наталья Филипповна улыбается, говорит: «Делать то дома нечего было, вот пошли за водой!»

Хорошее впечатление произвела на нас школа и детский сад. Оба учреждения размещаются в новых зданиях, из окон – вид на море. Это так романтично: смотреть на переменке из окна на бегущие волны. Кстати, хотя до моря рукой подать, плавать из всего посёлка умеют человек пять. Так мне сказали местные.

В школе на следующий учебный год будет 82 ученика, из них 9 – первоклашки.

Посмотрела, как работает пришкольный летний лагерь. Там 30 детей, 4 отряда. Среди них и работающие дети. При нас раскидывали снег, скопившийся за долгую зиму, около детского сада.

Мы с Еленой Сергеевной провели беседу с ребятами. Они рассказали о своих увлечениях. Многие девчонки занимаются в танцевальном кружке, мальчишки больше любят спортивные секции.

Спрашиваем, по-честному, поднять руку, кто курит. По-честному поднимают, улыбаются. Немного, но есть. Елена Сергеевна мягко, но строго рассказывает об ответственности по статьям кодекса. Я – о вреде курения и алкоголя.

Снова отмечу, что сельские дети очень приветливы, все здороваются, с интересом встречают гостей. Директор школы говорит, что не припоминает случаев травли детей, но конфликты, конечно, бывают.

Кормят школьников в столовой, в отдельном здании. В летнем лагере еда вкусная и разнообразная, детям нравится.

Из проблем, конечно, кадровая. Евгения Михайловна не скрывает беспокойства: если учителя уедут, то найдут себе работу в другом месте. Не хотелось бы оставаться без специа­листов.

Ещё одно интересное знакомство состоялось в детском саду. Там работает настоящий «усатый нянь». Зовут – Антон Савенко.

Его бабушка, Парасковья Николаевна Ловыгина, много лет была заведующей детским садом, внук пошёл по её стопам. Когда мы зашли в группу, Антон Анатольевич заплетал девочкам косички.

Всего в садик ходит 38 детей.Четыре малыша стоят в очереди, им ещё нет года. Как только исполнится, они станут самыми маленькими воспитанниками.

Заведующая, Надежда Янгасова, показала нам группы, спортивный и музыкальный залы, летнюю веранду. Как же это правильно, когда дети воспитываются в хороших условиях!

В тёплых, современных, красивых зданиях не чувствуешь, что ты находишься совсем рядом с Северным полюсом, а вокруг на многие километры тундра.

Побывав в Усть-Каре, ещё раз убедилась, что на самом краешке земли, в Арктике, живут самые добрые, бесхитростные и порядочные люди.