Вы здесь

Один год – полет нормальный

Один год прошел с момента создания федерального казенного предприятия «Аэропорт «Амдерма». Как живет сегодня одна из самых северных авиационных гаваней России?

Здание аэровокзала радует глаз – со стороны привокзальной площади оно жизнерадостного ярко-желтого цвета, со стороны взлетно-посадочной полосы – насыщенного зеленого. Еще недавно стены были обшарпанными, в шрамах от непогоды и времени. Теперь здание обшито металлическими панелями, под которыми уложен утеплитель. Установлены новые пластиковые окна с тройным остеклением. Причем одно из стекол с серебряным напылением. Теплопотери резко снизились, правда, металлизированное покрытие ухудшило сигнал мобильной связи.
Первую зиму работники аэропорта провели в тепле. У некоторых на подоконниках растут настоящие огурцы. Есть амдерминские «мичурины», которые за год снимают по три урожая.
Аэровокзал выделяется яркой жемчужиной в поселке, где большинство домов заброшены, полуразрушены. А вот его внутренние помещения еще ждут ремонта.
Как рассказывает главный бухгалтер ФКП «Аэропорт «Амдерма» Светлана Душкевич, известие о создании федерального казенного предприятия работники аэропорта встретили с воодушевлением и надеждой на стабильное будущее.
Ожидали больших и быстрых финансовых вливаний, резкого повышения заработной платы, открытия новых рабочих мест. На деле оказалось все не так просто.
Предприятие работает по утвержденной Росавиацией программе. В Амдерме полагали: есть программа деятельности, значит, теперь будем регулярно, согласно этой программе, регулярно получать деньги и решать насущные проблемы. А у ФКП расходов значительно больше, чем доходов. Оказалось, что сначала должны отработать квартал, отчитаться и только потом выделят деньги на закупку, например, той же техники. А как закупать, если денег нет?
– Если бы нам давали 50 процентов из запланированного, а после завершения квартала – оставшиеся 50, то было бы неплохо, – говорит директор ФКП Михаил Соболев. – Мы могли бы вовремя проводить расчеты, осуществлять закупки.
Бьемся над получением кредита, чтобы оплатить поставки. Если удастся, то завезем в навигацию, опоздаем – все откладывается практически на год. Пример: купленная в прошлом году техника полгода простояла в Архангельске. А это дополнительные расходы на хранение и охрану. Технику из Архангельска привезем точно, а покупки нынешнего года могут остаться зимовать в том же Архангельске.
– Мы спросили в Росавиации: как нам без денег быть? – рассказывает Светлана Юрьевна. – Отвечают: берите кредиты в банках. Спрашиваем, а что будет с обеспечением кредитов? Ведь ни один банк не даст кредит без гарантий, то есть, что-то нужно определять в залог. Обеспечением, как сказали в Росавиации, является программа деятельности казенного предприятия. И мы пошли по банкам. Везде нам отказали. Любому банкиру ясно, что в случае просрочки возвращения кредита он не сможет конфисковать и продать взлетно-посадочную полосу. А если все-таки дадут кредит, то под какие проценты его можно брать? Говорят, что максимум под тринадцать. А банки дают в лучшем случае под восемнадцать.
Директор ФКП Михаил Соболев потратил немало времени на походы по банкам. Банкиры слушают внимательно, а затем вежливо отказывают. Программа деятельности, он же бизнес-план, не является аргументом. Гарантии государства не являются гарантией. В Сбербанке Соболев доказывал, что в дефолт банку помогло именно государство. Но и этот аргумент остался без внимания.
Когда амдерминцы приехали отчитываться в Росавиацию, там искренне удивились: как это вы сумели столько сделать и где взяли деньги?
– Как выкрутились? Сами удивляемся, – говорит Светлана Душкевич. – Работали с поставщиками, убеждали завезти технику, топливо с последующей оплатой, хотя это было нелегко.
Были куплены три единицы техники. Для аэропорта это колоссальный шаг вперед, потому что даже самые авторитетные старожилы не помнят, когда последний раз приобретался какой-нибудь агрегат. Может, лет сорок назад. И совсем уж удивительно, что техника такого возраста с грехом пополам, но еще используется. Латанная-перелатанная, перечиненная. Был куплен пожарный автомобиль, шнекороторный трактор на базе К-700 и УАЗик.
Проведен ремонт здания аэропорта. Была сделана новая крыша. Однако она оказалась не совсем удачной для наших северных широт. Подразумевалось, что она дышащая, вся такая современная. Но больших ветровых нагрузок она не выдерживает. И подрядчикам придется ее переделывать.
– Такого масштаба ремонта здесь не было за все время работы аэропорта, – говорит Михаил Соболев. – Несколько раз ремонтировали крышу. Последний раз – восемь лет назад. И один раз проведен косметический в здании вокзала, когда покрасили стены.
Закуплена мебель для накопителя. Установлены новые стойки регистрации. По целевой программе авиационной безопасности установлены досмотровые системы, в том числе и для достаточно габаритных грузов.
Удалось немного поднять заработную плату, которая теперь выплачивается регулярно. Еще одна несомненная удача: аэропорт «Амдерма» попал в целевую программу по ремонту взлетно-посадочной полосы. В этом году начнутся проектно-изыскательские работы, сам ремонт состоится в 2016 году.
В нынешнем году в аэропорту планируют приобрести еще три единицы техники: вездеход «Узола», вахтовый автобус на 30 мест на базе КамАЗа и передвижной источник питания на базе «Урала».
Готовится договор на поставку мягкой емкости для топлива. Сейчас здесь могут хранить не более 250 тонн, и этого количества явно не хватает, особенно в конце года. Емкости на 400 тонн очень хорошо проявили себя у наших якутских коллег. Выпус-каются в Канаде. Есть и отечественные, однако у них очень короткий срок службы. Так что остановились на импортных. Эти емкости просто доставить – в контейнере, легко смонтировать – для этого нужна лишь ровная площадка.
В этом году будет заменена система отопления и установлены топливные котлы. До сих пор тепло поставляет «Аэронавигация», но цена только за последнее время подскочила почти вдвое. Выгоднее самим заниматься теплоснабжением. Ждут косметического ремонта несколько кабинетов.
При этом в Росавиации строго спрашивают за выполнение плановых доходов. Здорово поругали по итогам первого квартала. Цифры доходов заложили на уровне прошлого года, а получилось, что услугами аэропорта пользовались меньше, то есть авиакомпании реже летали.
В настоящее время прорабатывается проект присоединения к ФКП всех взлетно-посадочных площадок округа. В аэропорту «Амдерма» готовы принять новые обязанности, естественно, с федеральными деньгами на содержание.
Как сказала Светлана Душкевич, создание ФКП не позволило утонуть всеми силами пытавшемуся выжить предприятию. Однако для его возрождения нужно много-много работать.