Вы здесь

Без тахографов можно ездить еще год

Волна недовольства, вызванная законом о тахографах, прокатилась по всей России. За полтора месяца действия этого документа водители-профессионалы собрали 13 тысяч подписей и направили обращение к Правительству РФ о его приостановке.

Напомним, возмущение перевозчиков вызвано тем, что с 1 января нынешнего года оснащение тахографами стало обязательным для автобусов, которые перевозят пассажиров от 8 человек в междугородном и международном сообщении, а также грузовиков массой от 3,5 тонны. А с 1 апреля отсутствие тахографа чревато штрафом. Для водителя он колеблется от 1 до 3 тысяч рублей, владелец транспортного средства может лишиться пяти, а то и десяти тысяч. Кстати, штрафовать перевозчиков, в том числе и в Нарьян-Маре, начали с указанной выше даты. Десятки местных водителей, оштрафованные сотрудниками Управления Гос-автонадзора по АО и НАО, вынуждены были обратиться с жалобой к уполномоченному по защите прав предпринимателей в НАО Валерию Чупрову.
– Абсурдность ситуации поняли, когда все ведомства, отвечающие за реализацию закона, посмотрели на результаты своих трудов. Обнаружилось, что на отечественных приборах применяется российская криптография, а на зарубежных — иностранная. Сертифицированная же криптографическая лаборатория – только одна на всю Европу, которая не пожелала поделиться своими правами с Россией. Поэтому Минтранс РФ разрешил оснащать транспортные средства, специализирующиеся на международных перевозках, контрольными устройствами с европейской криптографией, – рассказывает омбудсмен Валерий Чупров. – В других же автобусах и грузовиках решили использовать российскую, отвечающую единым стандартам.
Со стороны законодателей также была допущена некая небрежность. Так вышло, что приказ Минтранса о единых требованиях, предъявляемых к тахографам, был выпущен, но сами эти требования утверждены не были. Отечественные производители приборов, контролирующих деятельность водителя, еще не успели разработать проектную документацию, которая бы установила эти требования. Выходит, что наладить выпуск рассматриваемых устройств в крупных масштабах в ближайшей перспективе просто нереально. При этом не был принят и регламент, который мог бы разъяснить автопредприятиям, какие именно приборы и как нужно устанавливать.
Однако, несмотря на все несовершенства нашего законодательства, сотрудники инспекций активно начали взыскивать штрафы с транспортных компаний и водителей за отсутствие тахографов.
По мнению специалистов, внедрение тахографов – дело благое. Этот умный прибор позволяет следить, сколько времени автобус или грузовик провел в пути. С его помощью можно контролировать режим труда и отдыха водителей, а значит, повысить безопасность дорожного движения и снизить аварийность на дорогах до 30 процентов.
Все эти возникшие противоречия говорят о том, что закон о тахографах был слепо скопирован с Европы, без учета российских реалий: наших расстояний, состояния дорог, инфраструктуры вдоль автомобильных трасс. Все решили сделать быстро. На внедрение российские законодатели отвели всего год (!), причем по принципу «все и сразу». В Европе же этот процесс составил не менее шести лет, кроме того, там трижды переносили сроки действия аналогичного закона...
Итак, учитывая массовые возмущения водителей, государственные власти все же отреагировали, и федеральная антимонопольная служба возбудила дело против Минтранса. Ведь утвержденные данным ведомством требования к тахографам ограничивают круг их производителей и исключают возможность оснащения транспортных средств тахографами, произведенными до 1 апреля 2013 года, вне зависимости от их функциональных характеристик. Более того, возможность производить тахографы в полной комплектации на сегодняшний день имеет только одна компания в России. В этой связи, применение штрафов за отсутствие тахографов нового образца, установленных ст.11.23 КоАП, является преждевременным, поскольку владельцы транспортных средств не имеют возможности даже приобрести их в установленном законом порядке.
Минтранс РФ, в свою очередь, попросил МВД не штрафовать водителей. А в конце мая Госдума рассмотрела и приняла в первом чтении законопроект, который приостанавливает на год действие штрафов за отсутствие тахографов. Скорее всего, в окончательном чтении депутаты примут документ перед каникулами.
– По сути, сегодня у государства весьма сомнительные правовые основания для привлечения к ответственности за отсутствие необходимого электронного оборудования, – продолжает Валерий Чупров. – И тем более, нет морально-этических оснований. Однако, если до принятия официальной нормы о приостановлении действия штрафов, водителя или владельца все же привлекут к ответственности, есть возможность оспорить это.
По крайней мере, я, как уполномоченный, готов оказать содействие без вины виноватым владельцам транспорта, попытаться с помощью судебной власти оспорить штрафы, наложенные властью исполнительной, то есть инспекторами. Напоминаю, что алгоритм действий таков: первое – требовать составления протокола, отрицать состав правонарушения. Второе, получив постановление о привлечении к ответственности, незамедлительно обратиться ко мне.