Вы здесь

Здесь птицы не поют...

Мы давно привыкли, но не смирились с тем, что в Нарьян-Маре, следуя правилам столичного украшательства, чистится, выскребается, асфальтируется и озеленяется только центральная часть. Весь остальной город, видимо, признанный некогда промышленной окраиной, живет по принципу самоочищения и естественного отбора.

В этом году мы вновь убедились, что город городу – рознь. А то, что для жителя центральной части Нарьян-Мара является нормой жизни, для населения Качгорта, Хорей-Верской, Лесозавода или Кармановки – мечта недосягаемая.

Если около своих домов народ добросовестно пытается справиться с мусором, то на так называемой ничейной территории – скопище грязи и тлена. И дела до этой антисанитарии никому нет, кроме жителей близлежащих домов.

Жильцы, как написано в каждом экологическом постановлении мэрии, должны обращаться в свои управляющие компании. Те по сигналу снизу должны обратиться в Комбинат по благоустройству, который занимается вывозом собранного в мешки мусора.

А воз мусора и ныне там! Чтобы не быть голословной, возьму только один небольшой участок в районе Хорей-Верской. В свое время здесь активно сносили старые одноэтажные дома. Что не успели снести, сгорело по неизвестным причинам.

Народ расселили, а все, что осталось, так и лежит рядом с жилыми домами. До сих пор на этой свалке играют качгортинские и хорей-верские ребятишки, ползают по полусгнившим и полусгоревшим сараям, прыгают по старым автомобильным покрышкам, разбросанным повсюду – для них это и есть детская площадка.

Иных культурных объектов в этом районе отродясь не наблюдалось. К старому мусору систематически прибавляется новый: несознательный народ превращает эти территории в своеобразные местные полигоны ТБ и ЖО.

И что самое ужасное, все происходит на городской (пусть и не центральной) территории. Что же говорить о скрытой от глаз человеческих лесной зоне окружной столицы?

То ли лес, то ли свалка

Экскурс по «зеленой зоне» Нарьян-Мара начнем с похода по федеральной трассе в аэропорт вдоль Банного озера.

О том, что в лесу не все в порядке (точнее, все не в порядке), понимаешь, сделав первые шаги в сторону гаражных кооперативов, построенных аккурат в зеленой зоне.

Идешь по тропинке и уже через 10-15 метров натыкаешься на первые кучи мусора. Народ нынче стал умнее. Раньше в груде вывезенных отходов можно было наткнуться на документы с названиями организаций или имен «героев». Народ умудрялся бросать в лесу и личные письма с адресами, и медицинские карты, и даже (!) протоколы допросов. Сейчас мусор выбрасывают, а бумаги стараются тут же сжечь или закопать в песок.

Лес-2013 – зрелище безрадостное. Несмотря на то, что МЧС запретил разводить костры в тундре, тут практически повсюду в выходные дни сидят группы отдыхающих и пьющих товарищей. Нет никакой гарантии, что они свои костры затушат, как положено, после воскресных и праздничных возлияний. А полиции или каких-либо других контролирующих или охраняющих служб здесь нет и не было. Поэтому и зияют по всему лесу проплешины сгоревшей травы и обгоревшие молодые елочки и березки.

Идешь по лесу и понимаешь, что ничего здесь в лучшую сторону не меняется. Снова выруб-ленные для кострищ ели, сожженные заживо березы, выкорчеванные ивы. Почти на каждом пятачке – гусиные перья и пух, их тут хватит на сотню подушек и перин. Рядом с тропой, где наследили охотники, лежат еще и ободранные оленьи шкуры. В общем, всюду следы стопроцентного варварства и полной бесхозяйственности. Такое ощущение, что по лесу прошла самая настоящая война: всюду вражеские следы.

Не меняют общей картины прибитые к деревьям кормушки для птиц. Если помните, нарьян-марские школьники во время Дня птиц под прицелом видеокамер и вспышек фотоаппаратов СМИ развешивали их на деревцах.

Ящики висят, но ни в одном из них нет птичьего следа, а вот человеческие имеются в огромных количествах. Тут и пластиковые тарелки с остатками пищи, и стаканчики, бережно припрятанные гуляками до следующей встречи с природой. И всюду грязь, разруха и брошенные на землю деревья. Неужели трудно понять, что само появление лиственниц, елей, ольхи и березы в наших заполярных широтах можно считать природным даром? Кстати, каждую зиму перед Новым годом наши правоохранители объявляют штрафы за вырубленные ели. Почему летом эти правила для зеленой зоны отменяются?

Не лишне напомнить «любителям природы», что все мы живем в зоне пониженного уровня кислорода, а лес дает нам, людям неразумным, возможность дышать, а не задыхаться. По статистике, в городском воздухе бактерий содержится в 300 раз больше, чем в лесной зоне. Трава, цветы, деревья нейтрализуют 72 процента взвешенных в воздухе частиц пыли и 60 процентов сернистого газа.

Каждое дерево, независимо от того, большое оно или маленькое, за сутки обеспечивает жизнедеятельность двух человек, а один гектар леса – двухсот. Так что же мы с вами делаем? Рубим сук, на котором сидим, ведем себя как захватчики на территории врага!

Что имеем – не храним, как бы потом плакать не пришлось.

Нам, журналистам «НВ», очень хотелось бы, чтобы фотофакты, представленные в этой статье, не остались без внимания природоохранных и правоохранительных органов. Неужели так трудно в выходные или праздничные дни провести рейд по нарьян-марскому лесу?