Вы здесь

Ах, война, что ты сделала, подлая!

Эта строчка из песни Булата Окуджавы знакома каждому россиянину. Война – страшное событие, понять суть этой беды смогут лишь те, кто ее пережил.

Не так давно в редакцию нашей газеты обратился известный журналист Александр Тунгусов. Он, будучи сам участником войны и фронтовым корреспондентом, постарался выяснить судьбы людей, в далеком 41-м ушедших на фронт из нашего округа.

Как отметил Александр Тунгусов, для него каждый из этих людей – не просто имя, это – человек, которого он встречал на дорогах Великой Отечественной. Свое исследование фронтовой журналист назвал – «Судьбы солдатские».

Воспоминания Александра Александровича, отправленные в нашу газету, начинались так:

«В октябре 1941 года из Нарьян-Мара в Мурманск выехала команда из шестнадцати призывников, которых сразу направили в Териберку. Здесь размещался штаб 143-го артиллерийского полка. Среди новичков было шестеро ненцев, пятеро коми и столько же русских парней. После обучения их распределили в полковую школу и далее – по батареям».

Александру Тунгусову посчастливилось встретиться с непосредственными командирами боевой части И. Улькиным и Н. Жилиным, где служили наши земляки. Вот что они ему рассказали:

«Конечно, жаль, что мало пришлось знать этих ребят лично. И все же запомнились они пофамильно: здоровые, сильные, смелые, находчивые.

К началу войны они уже имели неплохую выучку, а в лето 1941 года каждый из них мог показать, на что он способен. Хотя слово «показать» здесь выглядит очень неубедительно, поскольку главным критерием этих боев стал тест на выживание. Выжил в страшных кровопролитных боях сентября 41-го, сумел сохранить свою жизнь и жизнь своих товарищей – значит, ты уже герой».

Александр Тунгусов продолжает:

«Второй дивизион, где все они служили, встал стеной на пути фашистов, рвавшихся к Мурманску. В кровопролитных боях на Западной Лице наши артиллеристы измотали и обескровили отборные части горно-стрелкового корпуса «Норвегия», который после этих сражений уже не смог продвинуться вперед. С 7 по 14 сентября свой бессмертный подвиг совершил личный состав шестой комсомольской бригады. Почти все комсомольцы во главе с командирами И. Лысенко, М. Коваленко, Г. Осиповым и М. Уродковым погибли смертью храбрых, но свою задачу выполнили – врага на Мурманск не пропустили».

В этом судьбоносном сражении участвовали наши земляки, многие из которых не вернулись назад после кровопролитного сражения. Имена каждого из них мы приводим в этом материале: Илья Тайбарей – командир отделения разведки 5-й батареи, Василий Хатанзейский – разведчик 4-й батареи, Иван Ванукан – разведчик, Антон Валейский – разведчик, Никифор Артеев – командир орудия, Ефим Торопов – огневик. Все эти люди ушли на фронт из нашего округа и участвовали в боях, защищая северные границы СССР. Конечно, сейчас мало кто из наших земляков сможет рассказать об этих героях, но нам, корреспондентам «НВ», очень важно, чтобы память об этих восемнадцатилетних ребятах осталась в наших сердцах навсегда.

* * *

С Ильёй Тайбареем Александр Тунгусов был знаком давно. Главное, что их соединило, это долгое общение на передовой: никому из нас, людей, далеких от фронтовых будней, наверное, не понять, как крепко соединяет людей война. Солдаты говорили, что только во время войны можно узнать человека по-настоящему. Здесь, в годы лишений и бед, можно было понять, кто чего стоит. Каждый день на войне мог стать последним, потому-то так высоко ценилась у солдат фронтовая дружба.

Илья Тайбарей родился в Большеземельской тундре в районе речки Чёрной. До армии вместе с Ефимом и Василием Хатанзейскими учился в педучилище. Вместе с ними и на войну пошел.

Вот что рассказывал позднее Илья Николаевич Александру Тунгусову:

«В сентябре под Западной Лицей шли тяжелые кровопролитные бои. Вспоминается такой эпизод из моей фронтовой биографии. Наш командир капитан Егошин послал нашу разведгруппу в тыл врага, чтобы определить силы противника. Нас было несколько человек, среди них и мой земляк – Василий Хатанзейский. В темноте переплыли на резиновой лодке через горную речку, притаились среди камней и начали высматривать «языка». Только напрасно прождали: ни одного немца на нашем пути не оказалось. С рассветом добрались до основного наблюдательного пункта, здесь с телефонным аппаратом находился еще один наш земляк – связист Егор Соболев. Разведчикам приказали отдыхать, но перед тем как лечь, я решил посмот-реть в стереотрубу и увидел фашистов: они то появлялись, то исчезали за высокой горой. Было видно, что они не просто вышли покурить на свежий воздух, а занимаются каким-то серь-езным делом: командиры размахивают руками, часы на руках на солнце сверкают как маячки. Пригляделся и вижу, что группа солдат начинает наводить мост через реку, а это значит, готовятся они к бою. Я сразу доложил комбату лейтенанту Тарабаеву об активизации немцев. Наша батарея немедля открыла огонь и уничтожила эту переправу. Но фашисты не думали останавливаться: подогнали свежие силы и пошли в наступление. Первыми под огонь попали наши разведчики и связисты. Мы корректировали огонь нашей батареи, пока немецкой миной не разбило наш телефонный аппарат, связист Соболев был контужен. И тут немцы появились, они стали нас окружать с двух сторон, видимо, хотели взять нас живыми. Пришлось отбиваться и идти в рукопашную. Отчаянно бились и отбили атаку, успели смотать телефонный кабель, это было очень важно: поскольку мы не могли допустить, чтоб линия связи досталась врагу. Фашисты рвались к дороге на Мурманск, но наши бойцы стояли как стена, не подпуская немцев к трассе. Тогда в лощине между скалами фрицы потеряли несколько сотен убитых солдат и офицеров, оставили массу трофеев и оружия и все же вынуждены были отступить назад за реку. На следующий день они вновь решили пробиваться к Мурманску, но избрали хитрый ход, постаравшись незаметно обойти шестую батарею. Очень было тогда тяжело, но ни у одного солдата не возникало желания отступить, мы просто об этом даже не думали: биться готовы были до конца, до последней капли крови. Стояли на позиции до тех пор, пока не пришел приказ о том, чтобы мы оставили позицию и отходили в сторону Титовки».

Тайбарей прошел всю войну от начала до конца. 28 марта 1945 года при освобождении Венгрии был тяжело ранен, потерял ногу. Домой вернулся с двумя орденами Славы, двумя орденами Великой Отечественной войны, орденом Красного Знамени и несколькими медалями «За отвагу».

О разведчиках и артиллеристах шестой героической бригады написано немало воспоминаний. В книгах «Родное Заполярье», «Десант из Мустунтури», «Кровь на камне» есть строки, посвященные нашим землякам: Илье Тайбарею, Егору Соболеву и Василию Хатанзейскому.

Они были очень смелыми людьми. Кольская земля помнит их до сих пор. После войны Илья Тайбарей еще несколько раз бывал под Мурманском, проехался по местам тяжелых боев, поклонился могилам погибших друзей, взял на память серый гранитный камень и привез его сюда, в Нарьян-Мар. Не стало Ильи Николаевича в 1981 году, похоронен он в Нарьян-Маре.

 

Фото из архива Александра Тунгусова