Вы здесь

Шестнадцатая весна

Сон или реальность? / кадр из мультфильма «Моя любовь»

Накануне Дня семьи, любви и верности исследуем кинематограф

Рассказываем о нежных и трогательных сюжетах, но об одном из них – более подробно.

Подростковый, первый (как правило, драматичный) опыт ощущения и проявления чувств, которые принято называть любовными, неоднократно становился сюжетным мотором во многих авторских историях, как в литературе, так и в кино. Тут и становление-взросление, и конфликты внутренние и внешние, яркость и свежесть решений, взвинченных до предела эмоциями. Как говорится, если в свои 14–18 лет вам не хотелось бы снять по своей жизни фильм, значит вы что-то делаете не так. Это опыт, который в той или иной степени получил каждый.

Особенно богат на эти сюжеты советский кинематограф. Тут и история Кати и Ромы, проживающих свою сложную близость под музыку Рыбникова в картине «Вам и не снилось». Это психологический круговорот вопросов-ответов по темам «себя всего отдать» или «дать возможность другому найти себя» в ленте «В моей смерти прошу винить Клаву К.». Да и шахназаровский чудной и чудесный «Курьер» также не обходится без этого. Даже в абсолютно фантасмагорическом сюжете дилогии «Москва-Кассиопея» и «Отроки во Вселенной» после разлуки почти в 30 лет из-за космической аварии Милка Окорокова первым делом признаётся, что именно она написала любовную записку в школе будущему капитану корабля Виктору Середе. «А ты полетела бы? Ведь это на всю жизнь. С ним полетела бы».

Но я бы хотел выделить работу, сделанную уже в современной России: мультфильм 2006 года «Моя любовь» Александра Петрова (режиссёра и художника-мультипликатора, а не актёра из «Полицейского на Рублёвке»). За основу сюжета взята история гимназиста из купеческого русского города XIX века из романа Ивана Шмелёва «История любовная».

Петров делает свои произведения в уникальной технике. Каждый кадр – это картина, сделанная вручную (буквально) масляными красками на стекле. Эстетически возникает ощущение ожившей галереи с картинами Моне и другими импрессионистами. Потребовалось три года кропотливой работы, чтобы получился 28-минутный мультфильм.

Главный герой сталкивается со своим чувством, жаждет его идеалистического воплощения, раздираясь между доброй девушкой-горничной Пашей и женщиной сложной судьбы Серафимой. Главное достоинство картины – перетекание двух слоёв реальности. Обычная текущая жизнь переходит в символический мир и обратно. Настоящая история взросления, мультфильм-воспитание, летопись «шестнадцатой весны», которая представлена как инициация во взрослую жизнь, где каждый поступок несёт последствия, за каждым поступком стоит ответственность. Болезненная инициация, которую важно пройти каждому, чтобы не остаться вечным подростком.

Не бойтесь специфичной визуальной стилистики, в которой сделан фильм. Не откажите себе, попробуйте прикоснуться к этой истории, если ещё не видели «Мою любовь». Возможно, она вдохновит вас на творческое переосмысление своей истории из прошлого. Там есть символы, образы, красота. Вам осталось лишь разглядеть это и связать между собой, смонтировать в памяти кино своей жизни.