В Нарьян-Марском авиаотряде подвели итоги работы в первом полугодии. О них нам рассказал генеральный директор предприятия Валерий Остапчук.
– Начнем с того, что по основному показателю – производст-венному налету – мы вышли на уровень прошлого года с небольшим увеличением на два процента, – говорит Валерий Евгеньевич. – Пассажиропоток примерно такой же, как и в прошлом году – за шесть месяцев мы перевезли 10 224 человека. Что касается аэропортовой деятельности, то самолето-вылетов стало меньше почти на треть, но за счет увеличения взлетной массы обслуживаемых самолетов показатели по доходам остались на уровне прошлого года.
Несмотря на возросшую финансовую нагрузку в связи с лизинговыми платежами, финансовое состояние нашего предприятия устойчивое. Нарастающий итог по доходам – хороший. Первый квартал, как и во все предыдущие годы, для нас был убыточным – минус 50 миллионов, это объясняется сезонностью нашей работы на Крайнем Севере. Во втором квартале почти все убытки мы покрыли и в третьем квартале будем работать в плюс.
– Как вам удается справляться с возросшей финансовой нагрузкой?
– Надо сказать, что прогноз по экономике предприятия был более пессимистичным. Прослеживается тенденция к уменьшению полетов группы компаний «ЛУКОЙЛ», но мы поработали с другими компаниями и скомпенсировали это уменьшение. Прогнозировали пятипроцентный спад, но эти расчеты, к счастью, не оправдались, по некоторым показателям получился даже небольшой рост. Это хороший задел, и по итогам этого года мы рассчитываем достичь таких же результатов, что и в предыдущем. Это в нынешних экономических условиях очень хорошо.
Мы не только работаем над увеличением доходов, но и стараемся сократить расходы. Для этого в 2016 году впервые произвели бюджетирование расходов: то есть, начальник каждой службы посмотрел, какие у него финансовые затраты, какая заработная плата у его сотрудников, какие налоговые отчисления, какие необходимы затраты для выполнения сертификационных требований, федеральных авиационных правил. И каждый начальник впервые сам планировал расходы своего подразделения на год. До конца года проведем с руководителями служб защиту штатного расписания, чтобы определить оптимальное количество работников – не должно у нас быть людей, которые ничем не занимаются и только, как говорится, отбывают номер.
В целях экономии средств был принят ряд мер. Во-первых, мы установили энергосберегающие лампы по всему зданию аэропорта и на других объектах. Это позволило сократить количество потребляемой энергии примерно вдвое. Те затраты, которые мы при этом понесли, должны окупиться уже к концу года, со следующего года будет идти уже чистая экономия.
Во-вторых, мы выполнили мероприятия по обеспечению бесперебойной подачи электроэнергии на аппаратуру, которая применяется при оформлении вылетающих и прилетающих пассажиров. Раньше в случае обесточивания линии приходилось перезагружать программы в компьютере, что занимало много времени, в то время как интервал от момента регистрации пассажира до посадки в самолет не должен превышать 60 минут. Сбой на регистрации приводил к задержке рейса на 40–50 минут, что приводило к дополнительным расходам. Теперь эта проблема решена.
– Сейчас приходят сообщения, что нефтяные компании расширяют деятельность в Ненецком округе. Привело ли это к увеличению запросов на ваши полеты?
– Расширяет свою деятельность, в основном, компания «Восток НАО», а у нее лицензионные участки расположены на востоке округа. Разрабатываются они силами подрядчиков, а для них гораздо проще и экономичнее выстраивать логистику через Воркуту, где работают свои авиаторы.
– Как обстоят дела с воздушным парком?
– За зиму мы отремонтировали все воздушные суда, и сегодня они в работе. Проблема только с двумя новыми самолетами – модернизированными Ан-2 (ТВС-2МС), которые мы приобрели. Производитель – компания «Росавиапром» – не может завершить оформление необходимых документов, предусмотренных требованиями федеральных авиационных правил. В Росавиации состоялось уже два совещания по этому поводу, следующее намечено на 28 июля. Есть надежда, что до конца августа дело сдвинется с мертвой точки.
Это – хорошее начинание в масштабах страны, поскольку в этом варианте воздушного судна хотя и используются американские двигатели, но разработка модернизации – чисто российская. Этот самолет – прекрасная замена Ан-2 до появления нового типа самолета для местных воздушных линий, и перспективы у ТВС-2МС очень большие. К сожалению, мы проходим путь внедрения новой машины первыми. Первым всегда сложнее. Мы рассчитывали, что при этом будут определенные трудности, но не ожидали, что они будут такими затратными по времени. Задержка составляет уже четыре месяца. После того, как новые самолеты вступят в строй, будем решать, что делать с машинами, ресурс которых подходит к концу.
Заканчивается и постройка заказанного нами вертолета Ми-8МТВ-1. Ожидаем вызов на завод-изготовитель для его приемки 31 августа. Потом предстоит оборудовать его дополнительными баками, которые мы заказали отдельно. И в сентябре готовимся принять новую машину в Нарьян-Маре. Сейчас ищем под новый вертолет объем работ, определенный задел у нас уже есть.
– Хватает ли средств на развитие предприятия?
– Хватает. Мы продолжаем инвестиционные проекты. «Нарьян-Марстройинвест» строит для нас гостиницу – профилакторий для отдыха членов экипажей и технического персонала. Строители обещают сдать объект раньше запланированного срока – к концу этого года.
Завершаем отладку технологического оборудования и оформление документации по складу горюче-смазочных материалов. Это две довольно затратные статьи, но когда движешься планово, ничего невыполнимого нет.
Близится к завершению реконструкция первого этажа аэропорта. После реконструкции площадь зала накопителя пассажиров увеличится на треть. Больше будет посадочных мест. Поддерживать комфортную температуру будут три кондиционера. Сейчас доставляются с Большой земли недостающие материалы. При этом работы ведутся в то время, когда в зале нет пассажиров – в утренние и вечерние часы. Рассчитываем, что 1 сентября торжественно откроем обновленное помещение.
Планов у нас много, и все они выполнимые.