Вы здесь

На дне. Пока ещё

Разработаны два варианта по подъёму со дна Качгортинской курьи буксирного теплохода «Щельяюр»

В минувшую среду профильный департамент НАО объявил торги по выполнению судоподъёмных работ. Стартовая цена аукциона составила 6,615 млн рублей. По условиям контракта подрядчик должен завершить поднятие и утилизацию судна до 20 ноября 2019 года.

Утилизация по госпрограмме

Итоги открытого тендера (в случае наличия заявок) планируется подвести 9 августа. В Департаменте природных ресурсов, экологии и АПК НАО пояснили, что стратегическими задачами для подрядчика судоподъёма станут пять позиций: разработка программы, доставка техники, оборудования и персонала, проведение судоподъёмных работ, буксировка теплохода к месту отстоя, вывоз металлоотходов для их дальнейшей утилизации.
По условиям аукциона при обнаружении на затонувшем объекте отходов I и IV класса опасности подрядчик должен самостоятельно решить вопрос с их обращением в рамках действующего законодательства РФ. При необходимости планируется привлечь субподрядную организацию, обладающую соответствующей лицензией в области обращения с отходами.
Судоподъём будет реализован в рамках проекта «Ликвидация объектов накопленного экологического вреда» государственной программы «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов». Этот проект реализуется в регионе с 2017 года. Цель запланированных работ – снижение негативного воздействия на окружающую среду, прекращение выноса загрязняющих веществ в водоёмы, улучшение экологической ситуации на территории НАО.
Все работы будут проведены за счёт окружного бюджета. Необходимая сумма на реализацию проекта была предварительно заложена в региональной казне.
Напомним, что теплоход «Щельяюр» затонул в акватории Качгортинской курьи 19 апреля 2015 года. По официальной версии затопление буксира произошло по причине разгерметизации корпуса судна. Пострадавших не было. Надстройка судна, за исключением ходовой рубки, находится под водой. Расстояние от берега до объекта в период большой воды составляет около 140 метров.
Весной этого года соответствующее поручение – вытащить ржавый буксир на берег и очистить Качгортинскую курью от металлического хлама – поступило от губернатора округа Александра Цыбульского.

На ровном киле и с пробоиной

Как уже рассказывала «НВ», в середине июля специалисты ООО «Водолазные работы» (г. Санкт-Петербург) обследовали корпус затонувшего судна. Работы были выполнены по заказу профильного департамента.
На минувшей неделе специалисты компании предоставили подробный профессиональный отчёт о выполнении работ по обследованию буксира с детальным указанием возможных вариантов подъёма буксира.
После нескольких многочасовых погружений водолазная группа в составе четырёх специалистов выяснила немало интересных моментов. Изыскания сопровождались подводной видеосъёмкой. Вот как описывает увиденный на дне курьи объект руководитель водолазных работ Александр Савчинский:
– В результате обследования установлено, что судно расположено на грунте, на ровном киле с креном на правый борт в 10 градусов. По левому борту открыты два иллюминатора в носовой части и кингстон диаметром 0,14 м. На правом обнаружена пробоина в районе машинного отделения, кингстон и иллюминаторы закрыты. Якорь и якорь-цепь на главной палубе отсутствуют. Коммуникации надстройки полностью осмотреть не представилось возможным по причине закрытия дверей и частичного разрушения конструкции.
Осмотр судна водолазами показал, что во всех обследованных помещениях нет воздушных подушек; отверстия ниже верхней палубы – иллюминаторы, вентиляционные трубы, люки и кингстоны не закрыты; пробоина ниже верхней палубы в районе машинного отделения является основным местом поступления воды и требует герметизации; герметизация судна и последующая откачка внутренних помещений возможна только после вскрытия внутренних помещений.
Водолаз Антон Бахвалов погружался пять раз. Об увиденном он рассказал корреспонденту «НВ»:
– Судно затоплено частично. В надводном положении находятся остатки рубки, полностью разрушенные воздействием льда. Степень заиленности палубы и надстроек значительная – 2-3 см. Герметичные переборки верхней надстройки заблокированы ввиду значительных механических повреждений.

Два сценария для подрядчика

Водолазы из Санкт-Петербурга уверены: предположительная причина затопления – намеренно открытый кингстон левого борта и механические повреждения корпуса на правом борту. Отметим, что по версии правоохранительных органов судно было затоплено судовладельцем. В 2017 году транспортная прокуратура обязала собственника поднять буксир за свой счёт. Однако владелец не выполнил предписание и в настоящее время скрывается от надзорных органов.

Справка «НВ».
Подъёмный вес затонувшего судна вычислен исходя из нагрузки масс методом исключения объёма и составляет 130 тонн, с учётом силы присоса грунта и выноса надстройки из воды в процессе подъёма.

В итоге специалисты предложили округу два варианта для оперативного и безопасного поднятия буксира на поверхность.
– Подъём теплохода «Щельяюр» возможен двумя комбинированными способами, – рассказал «НВ» Александр Савчинский. – Первый способ – с применением системы вытаскивания судна на берег с помощью системы гиней и последующей откачкой воды из внутренних отсеков. Второй вариант – с применением мягкого судоподъёмного понтона (МСП) и плавучего крана.
Оба способа, по мнению экспертов, примерно одинаковы по стоимости их реализации, объёму и времени производства работ. Окончательный вариант подъёма буксирного теплохода «Щельяюр» должен быть выбран подрядчиком исходя из наличия в регионе технических средств, их возможности доставки, а также возникающих рисков при выполнении работ.
Наиболее предпочтительным в этом отношении является подъём буксира с помощью вытаскивания его на берег, считают специалисты водолазных работ. В профильном департаменте «НВ» рассказали, что выбор сценария для судоподъёма – прерогатива подрядчика. Но выполнять работы ему предстоит обязательно с учётом проведённых в июле водолазных изысканий.