Вы здесь

Реформа стартовала на финише

Вопрос о дороге на Усинск разногласий не вызвал

Шестьдесят девятая сессия стала последним пленарным заседанием Собрания депутатов Ненецкого автономного округа 26-го созыва. Сдавая полномочия, народные избранники рассмотрели более тридцати вопросов.

В начале заседания депутаты приняли целый блок документов, направленных на реализацию полномочий, которые округ принимает от Архангельской области с 1 января 2015 года.

В частности, парламентарии одобрили дополнительное соглашение к договору между органами госвласти двух субъектов об осуществлении отдельных полномочий Архангельской области на территории НАО в сфере дорожной деятельности. Этот документ необходим, чтобы до конца года округ мог приступить к проектно-изыскательским работам по реконструкции автодороги Нарьян-Мар – Усинск. Проект незавершенного участка дороги от 97 до 180 километра направлен сегодня на госэкспертизу. Поскольку проекту уже четверть века, то дорога по всей своей протяженности требует обследования. До конца года можно успеть провести торги и осуществить значительную часть изысканий. По утверждению специалистов, в этом году реально провести обследование существующих искусственных сооружений и часть работ по топографии.

Также депутаты согласовали решение администрации округа о принятии в государственную собственность НАО Нарьян-Марской санаторной школы-интерната. Работа по принятию нормативной базы будет продолжена и новым депутатским корпусом, который сформируется после выборов.

В окончательном чтении был принят законопроект, устанавливающий величину прожиточного минимума пенсионера в НАО. Закон необходим, чтобы была возможность устанавливать социальные выплаты, которые требуются для доведения доходов малообеспеченных пенсионеров до величины прожиточного минимума. На этот год прожиточный минимум установлен в размере 13 430 рублей, на 2015 год сумма увеличена на 5,8 процента и будет равна 14 210 рублям. Расходы окружной казны по этой статье составят в 2015 году от 19 до 57 миллионов рублей.

Изменения коснулись и закона о статусе депутата Собрания НАО. Сразу в двух чтениях депутаты одобрили документ, который устанавливает, что в следующем созыве на постоянной основе будут работать не более пяти народных избранников. В нынешнем же созыве Собрания из одиннадцати депутатов таковых было восемь. Следующий созыв Собрания будет состоять из 19 депутатов.

Как было озвучено на сессии, законопроект был разработан с целью сокращения расходов окружного бюджета на содержание законодательного органа власти региона.

Кроме этого, было принято решение об уменьшении денежного содержания для всех выборных должностей, в том числе и для депутатского корпуса, а также для заместителей главы администрации округа. Сокращение денежного довольствия составит от 10 до 30 процентов. Эти два решения, по мнению народных избранников, дадут значительную экономию средств окружной казны – порядка 25 миллионов рублей. Предполагается, что высвобождаемые средства пойдут на дополнительное финансирование строительства жилья в регионе.

Как и ожидалось, горячее обсуждение среди муниципалов вызвал законопроект о перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти НАО. Документ направлен на то, чтобы перезагрузить систему управления в регионе, то есть перераспределить полномочия между органами власти НАО с 1 января 2015 года сроком на десять лет.

В частности, в ведение округа планируется передать полномочия в сфере строительства, образования, культуры, спорта, организации тепло-, газо-, электро- и водоснабжения, дорожной деятельности. В постановлении о законе Собрание депутатов рекомендовало исполнительной власти региона и органам местного самоуправления МО в срок до 20 октября 2014 года проработать вопрос о возможности изменения объема передаваемых полномочий в сфере образования и жилищно-коммунального хозяйства.

Выступивший после окончания сессии глава округа Игорь Кошин сказал, что сегодняшнее дублирование полномочий размывает ответственность между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

– Беремся за все сразу, а в результате ничего толком построить в населенных пунктах не можем, – подчеркнул Игорь Викторович. – Перебрасывание документов и денег между уровнями власти идет по полгода. Я проехал весь округ и могу сказать совершенно точно, что существующие подходы к строительству надо, безусловно, менять. У нас много «замороженных» объектов, у всех заказчики разные, нет единого контроля над строительством и нет единого центра управления им. В мае, например, были выделены средства на благоустройство поселений, реально деньги муниципалитеты получили лишь в середине августа и только сейчас начинают осваивать их. Перераспределив полномочия между органами государственной власти и местного самоуправления, мы установим четкую персональную ответственность каждого по направлению деятельности, а систему расходования бюджетных средств поднимем на более эффективный и качественный уровень. Специфика немногочисленного региона позволяет нам это сделать.


Есть мнение

Анатолий Мяндин:

– Сегодня мы приняли важное решение о перераспределении некоторых полномочий с муниципального уровня на региональный. Полагаю, что после принятия документа повысится качество решения вопросов местного значения. Принятым законом мы ликвидируем дублирование работы властных структур различного уровня и уйдем от длительных согласований выделения бюджетных средств на решение вопросов местного самоуправления. Сегодня местное самоуправление, действительно, загружено полномочиями и, надо признаться, со многими не справляется. Нынешним решением предлагается оставить именно тот уровень полномочий, который подтвержден доходной частью местных бюджетов. То есть, у муниципалов останутся полномочия в пределах тех средств, которые сегодня имеются в бюджетах МО, чтобы они полноценно могли их исполнять и, самое главное, отвечать за их качество и своевременность.

Александр Белугин:

– На мой взгляд, такой закон нужен. Полномочия должны перераспределиться, но, наверное, не так быстро, как произошло на данном этапе. Органы муниципальной власти и жители должны участвовать в этих процессах. Принимая решения скоропалительно, можно допустить немало ошибок.

Игорь Гоц:

– Я поддержал закон сразу в двух чтениях, поскольку его принятие неизбежно. Структуру управления реформировать надо. Нюансы, связанные с принятием этого документа, не красят сегодняшнюю ситуацию, но, тем не менее, решение принято верное. Мало того, оставлен переходный период, так как договорной процесс не завершен. До 20 октября спорящие сегодня стороны вполне могут обсудить волнующие их вопросы.

Вячеслав Сочнев:

– Мы все прекрасно понимаем, чем больше посредников в любом деле, тем ниже качество и выше цена. Работая в Собрании, ежегодно наблюдаю одну и ту же картину: как только начинаем принимать бюджет, приходят главы и просят выделить средства. Мы шли навстречу и всегда выделяли муниципалам те средства, в которых они нуждались. В итоге, в конце года они нам начинают рассказывать, почему они эти деньги не смогли освоить. Возвращаются миллиарды! Результат незавершенного строительства сегодня по округу – порядка двух миллиардов рублей. С перераспределением полномочий станет меньше передаточных механизмов.