Вы здесь

«Арктика» из Арктики. Четверть века с гитарой

Пионеры-арктиканцы Степан Дрыгалов, Николай Епифановский, Сергей Ларин, Алексей Коченов, Сергей Бобырев, 1999 г. / ФОТО ИЗ АРХИВА КСП «АРКТИКА»

Окружному клубу самодеятельной песни «Арктика» – 25 лет.

На именинные посиделки арктиканцы ежегодно собираются в лесу у костра в последнее воскресенье августа. Именно в таком формате, максимально приближенном к бардовскому жанру, в финале лета 1997 года отцы-основатели в лице Алексея Коченова, Степана Дрыгалова, Бориса Трофима и двух Сергеев, Бобырева и Ларина, провозгласили создание клуба менестрелей НАО.

За 25 лет клубовцы много чего понатворили: вышли за рамки трёх аккордов, объединили вокруг себя поющую и сочиняющую братию из Нарьян-Мара и окрестностей, многократно огласили тундру произведениями собственного и чужого, но всегда доброкачественного сочинения, воспели округ за его пределами, взрастили новое поколение бардов и бардесс.

Жизнь клуба, как и положено любому историческому явлению, шла по синусоиде, то взмывая ввысь яркими фестивалями и концертами, то уходя в подполье, в леса, к первозданным кострам. Одно оставалось неизменным и в прошлом, и в нынешнем веке – люди с гитарами, песни со смыслом, традиции Окуджавы, Визбора, Галича. 

Историю пишут и поют люди. Если когда-нибудь в школьной программе по краеведению появится тема «Авторская песня НАО», рассказы очевидцев и непосредственных участников будут особенно ценны.

 

Алексей Коченов. У меня есть мысль, и я её буду думать

 

Первый раз я попал на фестиваль авторской песни в Нарьян-Маре в 1992 году, и мне жутко понравилось. Было много народа из деревень, перезнакомились, после концерта собрались и загорелись идеей клуба. Я был новичком в этой среде, всё воспринял всерь­ёз. Стал интересоваться авторской песней, впервые побывал на Грушинском фестивале.

Мысль о клубе из головы не выходила, но никто не проявлял инициативу. Как-то встретил Стёпу Дрыгалова, стали вспоминать, кто был на фестивале, начали связываться с людьми. Собрались в лесу, самом демократичном месте, и порешали – клубу быть. 

Искали место для встреч, везде отказывали, а в старый кинотеатр «Арктика» пустили бесплатно. Решили не мудрствовать с названием. Живём в Арктике, собираемся в «Арктике», пусть будет «Арктика».

На первый концерт в малом зале кинотеатра пришло «три с половиной» человека. Потом нас заприметили, стали приглашать, зрителей стало больше. Собирались регулярно, репетировали, прогоняли репертуар, дозрели до фестивалей. Позвал в нашу компанию соседа по площадке, профессионального музыканта Николая Николаевича Епифановского. Тот сразу откликнулся, помогал делать аранжировки, советовал, выступал с нами.

На юбилейный день рождения клуба специально приехал. Это определённый виток. Всё повторяется, просто в другой тональности.

 

Степан Дрыгалов. Тройной опыт 

 

В 1987 году нас собрали на первый бардовский фестиваль в Нарьян-Маре. Я тогда победил, меня отправили в Архангельск, потом на зональный фестиваль в Петрозаводск. Мысли о клубе уже тогда витали в воздухе, но понадобилось время, чтобы он появился. До сих пор помню, как сидели в старом кинотеатре «Арктика» и придумывали название. «Оригинальное» имя в итоге получилось.

«Арктика» – это шикарный опыт гитарной игры. Два совершенно разных уровня: с чего начинали и к чему пришли. Во-вторых, это опыт продвижения. Нас знают по России, не только по Северо-Западу. В-третьих, это навык командной работы. Было круто, когда «тёртые калачи», такие как Михаил Семененко и Сергей Синельников, приезжали к нам на фестивали и отмечали высокий уровень подготовки. 

Развитие идёт закономерно – взлёты, падения. Уйдёт «Арк­тика» – придёт что-то новое, и авторская песня будет жить.

 

Сергей Бобырев. Гитарная тяга

 

Всё как один день пролетело. До клуба были концерты в старом ДК, песни на турслётах большой компанией. Появился Стёпа, Лёша, другие ребята, создали клуб. На фестивали приезжало много народа с Макарово, Великовисочного (Женя и Лариса Тороповы), Нельмина Носа, Красного. Тогда было другое время. Как сказал Высоцкий:

К науке тяга сильная сейчас,

Но и к гитаре тяга есть в народе.

 

Борис Трофим. Весенние хоббиты

 

Для меня «Арктика» – это содружество увлечённых. Есть люди, объединяемые верой, – единоверцы. Есть единомышленники – когда коллектив сплачивает некая идея. Арктиканцев же объединяет два желания – петь и слушать песни. Для каждого из нас это хобби, поэтому мы не единоверцы, не единомышленники, а хоббиты (шучу). 

На Севере я прожил около сорока лет, для меня весна – самый лучший период года, а клуб – постоянный кусочек весны, разнообразие идей, расцвет, вдохновение.

 

Махпрат Мухиддинова (Трофим). Большая семья

 

Клуб – начало начал, основа творчества нашей семьи. Клуб стал катализатором развития талантов сыновей – Олега, Рустама, Арсения. У них была единая музыкальная основа – школа искусств и «Арктика». 

Дома у нас часто бывали барды (и наши, и приезжие), могли часами сидеть, устраивали «чайхану» после концертов. На день рождения клуба собирались на традиционном месте в лесу, пели песни у костра. Вспоминаю ежегодные выступления в Ненецкой школе-интернате имени А. П. Пырерки. Для нас это было важно, чувствовали, что ребятам это нужно.

Мы собрали большой видеоархив клуба – концерты, домашние посиделки, встречи с друзьями. Видеоистория «Арктики» для потомков зафиксирована.

 

Сергей Ларин. Игра в классики 

 

«Арктика» – это огромный кусок жизни, внутри которого – море радостных впечатлений, поездок, положительных эмоций. Фестивалили в Питере, Кирове, Архангельске, Карелии. Из классиков жанра, с кем был знаком близко, многих уж нет. Это Анна Яшунская, Миша Семененко, Андрей Волков, Виктор Соколов, Сергей Каплан. До сих пор дружим с Сергеем Синельниковым, Александром Софроновым, Шухратом Хусаиновым, Юрием Хабаровым, карельской поющей братией. В 2010 году в Москве душевно пообщались с мэтром – Александром Моисеевичем Городницким.

В нарьян-марские фестивали мы вкладывали тему, которую подхватили после первого выезда в Карелию. Трансформировали и спроецировали на наши реалии. Если есть возможность, и сейчас выбираюсь на бардовские тусовки. В августе был в Кеми на «Песнях Белого моря». По душевности и открытости – высший пилотаж. По заказу зрителей пел «Уезжают люди с Севера».

Клуб в любом случае остаётся, в какую оболочку его ни заверни.

 

Мария Мясникова. Не можешь – научим!

 

«Арктика» – это моя юность. Много чего случилось, когда я занималась авторской песней. И фестивальная жизнь, и концертная, и клубная, и домашняя. Помимо Нарьян-Мара выступала в родном Мурманске, в Архангельске, Костомукше, на Грушинском фестивале.

На гитаре заиграла внезапно. В музыкальной школе училась по классу скрипки, о других инструментах не помышляла. Так сложились звёзды, что в техникум, где я училась, в 1999 году пришли барды. На тот момент я не знала, что они существуют в принципе. Гости исполнили несколько песен, в том числе зажигательную «Мамонты, мамонты, мчатся напролом». 

Произвели фурор, в конце скромно добавили, что все желающие могут вступить в их ряды. Когда я впервые пришла по указанному адресу, диалог был примерно такой:

– Гитара есть? 

– Нет. 

– Дадим. Играть умеешь? 

– Нет. 

– Научим.

Всё получилось само собой. Первая моя песня была «Цыганка, цыганочка Аза жила тут и зиму, и лето. Теперь здесь спортивная база: тяжёло- и легкоатлеты».

 

Илья Чупров. Жизнь вокруг гитары

 

Арктика – не просто клуб по интересам, это яркое событие в жизни, можно сказать, судьбоносное. У меня всё так или иначе вертится вокруг гитары: друзья, работа, семья.

До сих пор вспоминаю, как первый раз в конце 2001 года пришёл в клуб. Меня тогда привёл отец. Я попытался спеть, а кучерявый мужичок в очках (я тогда не знал, что это Стёпа Дрыгалов) сказал: «Надо песню показывать ярко, интересно» и классно спел в ответ что-то детское. Этот позитивный образ я навсегда запомнил. Что до техники игры, так здесь много от Сергея Ларина.

Есть чёткое представление хронологии «Арктики». Было золотое время, когда клуб возглавлял Алексей Коченов, когда был главный костяк участников, желание делиться. И столько этого желания было, что иногда приходилось гитару отбирать, иначе она до тебя не дойдёт.

Потом в клуб пришла молодёжь – Саша Чемисов, Рустам Трофим. С будущей женой меня тоже свёл клуб. Первой нашей совместной песней стала митяевская «С добрым утром, любимая». Неудивительно, что наша дочь Алина тоже с гитарой на «ты».

 

Светлана Третьякова. Чисто русская культура

 

В Нарьян-Мар я приехала более 20 лет назад из Сыктывкара, где гитара меня сопровождала в университете, скаутских лагерях и «археологичках». Узнала про клуб «Арктика». Что меня здесь удивило – всё было авторским! Многие сами писали, сами исполняли, и всё это на высоком уровне. 

Творческая аура повлияла и на меня, я начала сочинять музыку. Написала несколько песен на слова поэта и члена клуба Оксаны Муравьёвой, которая стала соавтором для многих арктиканцев. Фестивали, концерты, еженедельные «сходки», дни рождения. По сути, именно через клуб я вошла в нарьян-марскую жизнь. Это большая часть меня.

С нами всегда были наши дети. Они выросли на авторской песне, и, независимо от того, какие у них сегодня музыкальные предпочтения, в основе заложена, как говорится, классика жанра. Очень хочется, чтобы этот пласт чисто русской культуры под названием «Бардовская песня» не потерялся. Этому может способствовать и музыкальная школа, и обычная. Например, можно знакомить с творчеством Окуджавы, Визбора, Высоцкого и других известных бардов на уроках литературы и музыки.

 

Екатерина Сысоева (Дементьева). Подарки «Арктики»

 

Мне было девять, когда родители привели меня на день рождения клуба. До этого дня я только слушала их рассказы и тихо завидовала, а тут попала в самый смак. В тот день мы познакомились и подружились с Олежей Трофимом. Клуб подарил мне дружбу. 

Каждая встреча была событием, как поход в «Диснейленд». КСП был волшебным миром музыки и чудесных взрослых, которые тебя понимали. Хотелось вырасти и стать такими же красивыми, талантливыми, добрыми, весёлыми. Клуб подарил мне веру во взрослых. 

Казалось бы, что могло привлекать ребёнка во всех этих встречах? Не понятные детскому уму песни, разговоры, юмор и постоянный смех? Но нет, дети органично вписывались в эту картину. Нам всегда было место, всегда было интересно. Нас обнимали, кормили, говорили, какие мы классные, и всё это под живую музыку – фестиваль гедонизма какой-то! Клуб подарил мне счастливое детство. 

А потом я случайно запела, и мне открылась ещё одна дверь вглубь этого мира музыки. К еженедельным встречам добавились фестивали и концерты с приезжими гостями. Мне казалось, что я в центре событий мирового масштаба. Именно там я почувствовала драйв от происходящего, наблюдая за «кухней» процесса, и сама в дальнейшем стала организатором. Клуб подарил мне будущую профессию. 

Вот уже 20 лет в моменте, когда мне плохо, я ухожу в лес и горланю любимые бардовские песни. Плачу и пою. Это моя личная медитация и способ самоисцеления. Работает на сто процентов. Смотрю на своего сына и понимаю, что в этом возрасте я знала наизусть огромное количество бардовских песен наряду с популярной тогда музыкой. То есть было разнообразие в том, что звучало и что нравилось. Горжусь, что моё детство было таким – песенным и насыщенным. Клуб подарил мне меня настоящую.

 

Юрий Адаменко. Ты – моё дыхание

 

В клуб я пришёл в 2002 году. С тех пор «Арктика» стала частью жизни, тем необходимым воздухом, без которого не могу дышать. Счастлив, что познакомился с такими прекрасными, талантливыми, умными, образованными, отзывчивыми людьми. «Арктика» изменила мою жизнь к лучшему. Спасибо! 


 

Фестивальная

Борис Трофим

 

Привет, старик! Ты всё поёшь, хоть скоро дед,

А я, представь, ни строчки за год, – тишина.

А помнишь, как стучались волны в парапет

И чуть звенел бакштаг, как первая струна.

 

Свистим, друзья! – нам всем мешает жить Париж.

А ты, малыш, ты почему же не свистишь?

– Мечтаю я, что барды старые меня,

Представьте, где-то ожидают у огня.

 

Теперь, малыш, про перекаты спой ты сам,

А я пока перепишу все адреса.

Пока струна осколком эха высь проткнёт,

Хочу успеть узнать собравшийся народ.

 

Не зря, конечно, собрались мы в этом месте,

И уж не зря, конечно, собрались все вместе.

Мы в этом месте будем вместе слушать песни,

А что быть может песни бардовской прелестней!