Вы здесь

Учительница первая моя

Известному в округе педагогу Любови Андреевне Голубковой 9 октября исполняется 78 лет. Учитель по профессии и призванию, она 50 лет отдала школе, детям, сея разумное, доброе, вечное.

Голубковка, Оксино, Нижняя Пеша, Нельмин Нос, поселок Искателей… Ее трудовая биография прошла через многие населенные пункты округа. Пришлось поработать и в полевых условиях Крайнего Севера, обучая грамоте взрослых.

В тундру с букварем

В 1957 году Любовь Андреевна закончила Нарьян-Марское педагогическое училище по специальности «учитель начальных классов». В те годы началась кампания по борьбе с малограмотностью представителей коренных малочисленных народов Севера. Вот 19-летнюю девчушку Любу после вручения диплома и направили в тундру – в рамках проекта «Красный чум» обучать грамоте оленеводов и чумработниц колхоза «Харп». Ее трудовая деятельность началась с происшествия, о котором она помнит всю жизнь.

– Сначала ехала по реке на катере, а затем за мной приехал оленевод, чтобы отвезти в стойбище. Он посадил в сани и спросил, надо ли меня привязывать. Я подумала, зачем привязывать, так удержусь. Была осень, олени мчались быстро – по кочкам, по болотистой местности, мелким кустарникам. Когда на нашем пути оказалась река, я слезла с саней, опасаясь, что на крутом спуске не смогу удержаться. Самостоятельно перешла речку вброд. А мой извозчик и не заметил, что меня в санях нет. Даже не оглянулся, так и уехал. И осталась я ночью в тундре одна. Было страшно, но решила, что от речки никуда не уйду. Вернулся за мной оленевод уже под утро, – вспоминает наша собеседница.

Тогда в «Красном чуме» вместе с Любовью Андреевной работали врач, киномеханик и заведующая.

– Бригада числилась передовой, у нас были свои олени, чтобы кочевать по тундре. Первыми учениками у меня были 14 взрослых людей из семи оленеводческих бригад колхоза «Харп». Большинство коренного населения было совершенно неграмотным. Многие чумработницы даже подпись на бумаге не могли поставить, рисовали галочку. Привыкшие к кочевой жизни, они не могли понять, зачем им образование. Приходилось учить с азов, поэтому, когда поехала в тундру, взяла с собой букварь.

За два года работы, кочуя из стойбища в стойбище, Любовь Андреевна научила оленеводов и чумработниц не только расписываться, но и писать, и читать.

Детская мечта

Большая семья Любови Андреевны приехала в округ, спасаясь от голода в военном 1944 году, из Удмуртии. Голод не щадил никого.

– Из 13 братьев и сестер в живых осталось только восемь. Хлеба не было, о нем только мечтали. Выручала картошка и лепешки из лебеды, которые пекли, приправляя гороховой мукой. Тем и питались. Когда приехали в Нарьян-Мар, нас поселили в землянке в микрорайоне Бондарки. Тесно было, зато не голодно. Но потом наша семья переехала жить в деревню Бедовое. Сейчас на карте округа ее уже нет, – вздыхает собеседница.

Когда закончилась Великая Отечественная война, маленькой Любе исполнилось семь лет. Несмотря на трудное детство, голод и лишения, ее всегда тянуло к книгам, к знаниям. Чем труднее жилось, тем больше мечталось. С детства хотела быть учителем. В пять лет она уже бегло читала и потому сразу же, с первого класса, стала прилежной ученицей. Когда закончила школу, сомнений относительно выбора профессии не было.

Ее детская мечта сбылась. По мнению Любови Андреевны, учитель – это не просто профессия, а образ жизни. Она считает, что обучать и воспитывать детей – дело ответственное, требующее огромного напряжения и работы над собой. Общество всегда предъявляло и предъявляет к учителю самые высокие требования. Каждый шаг, каждый поступок учитель должен расценивать с точки зрения учащихся и их родителей. Особенно сельский учитель. Школа всегда была центром культурной и общественной жизни села, а профессия учителя – уважаемой всеми. Педагогам подражали, на них равнялись, о них заботились.

– Когда работала в деревне, еще в советское время, помимо учительской деятельности, проводила со взрослыми и политзанятия, и культурно-массовые мероприятия, и в песенном хоре участвовала, – вспоминает она. – А в школе была одновременно и учителем, и завхозом. Печку надо было топить и заботиться, чтобы дрова вовремя подвезли.

Главная награда – благодарность учеников

Из полувекового педагогического стажа 29 лет Любовь Анд-реевна отдала школе поселка Искателей. Впервые первоклашек с букетами наперевес она встретила на пороге искательской школы в 1978 году.

– Сначала классы были очень большими – по 40 и более человек. Коррекционных классов, как сейчас, не было. А дети разные: одним знания давались легко, с другими приходилось дополнительно заниматься. Уроки в начальной школе заканчивались в полдень, а домой приходила около пяти часов вечера. А еще надо было стопки тетрадей проверять – по русскому языку, математике, чтению, природоведению. Рабочий день заканчивался около полуночи.

Любовь Андреевна уверена, что к каждому ребенку нужен особый подход. Именно от того, что учитель заложит в своих учеников в начальных классах школы, зависит их будущее. Неизвестно, как сложилась бы судьба одной из школьниц, если бы не терпение и талант первой учительницы:

– Помню девочку, которая, придя в первый класс, в силу врожденной патологии не могла говорить. Причем не только связными предложениями – произношение отдельных слов и то давалось ей с большим трудом. Логопедов тогда в школе не было и, казалось, языковые упражнения ни к чему не приведут. Этой девочке требовалось больше внимания на уроках, к ней нужен был особый подход. Сколько усилий пришлось приложить, сколько было индивидуальных занятий, но, видимо, ничто не проходит бесследно. Сначала моя ученица отвечала односложно и невнятно, а потом произношение слов стало более четким, она начала говорить предложениями. В итоге девочка закончила девять классов, а затем поступила в техникум.

Сейчас Любовь Андреевна, вглядываясь в лица взрослых, вполне состоявшихся людей, вспоминает их широко раскрытые глаза в 7-летнем возрасте. Которые как к маме подходили к ней на переменах со своими маленькими радостями и горестями, которых надо было утешить, подбодрить, похвалить, приласкать, найти нужные слова.

За свой труд Любовь Андреевна Голубкова награждена многочисленными почетными грамотами и благодарственными письмами, имеет звание «Ветеран труда НАО» и «Ветеран труда РФ». Но, конечно же, самой дорогой наградой для учителя является благодарность учеников. И бывшие воспитанники всегда с радостью встречаются со своей любимой учительницей, поздравляют с праздниками:

– Когда одному из первых моих выпусков исполнилось 20 лет, ребята приехали ко мне домой, пригласили вместе отметить это событие. Приятно, что помнят, не забывают. Еще для любого учителя очень важно, чтобы из ученика вырос настоящий человек. Мне не стыдно за своих ребят. Среди них есть учителя, врачи, нефтяники, государственные служащие. Значит, все не напрасно, – уверена Любовь Андреевна.

Своим учительским привычкам она не изменяет. Как и прежде, интересуется всем, что происходит в мире, много читает, увлекается вышивкой, участвует в художественной самодеятельности.