Нарьян-Марский морской порт – один из самых северных в России, завершает навигацию-2013. В минувшую среду сухогрузный теплоход «Брин-Наволок», принадлежащий ЗАО «Беломорская фрахтовая компания», доставил к его причалу очередную и уже, видимо, заключительную в этом году партию генерального груза для НАО.
Сухогруз «Брин-Наволок», собранный в далеком 1986 году на судоверфи в Сербии, – старый вояка на северных маршрутах. Часто приходилось заходить и в наш морской порт. Однако в навигацию-2013 это произошло впервые. Капитан судна, 54-летний Александр Туясов, объяснил, что в большей степени в нынешнюю навигацию занимался грузоперевозками на маршруте Архангельск – Варандейский нефтяной терминал. Вот и в этот раз, после Нарьян-Мара он опять уходит морозным ноябрьским днем в направлении Варандея. Часть груза перемещается на причал порта, остальная часть будет доставлена нефтяникам.
– Если, конечно, пробьемся к ним, – уточняет Александр Туясов. – Лед в Печорской губе уже очень хороший. Для нас хороший. Нам и десять сантиметров – уже достаточно.
Путь до морского порта Нарьян-Мара тоже не везде был простым. По словам капитана, особенно сложно было на входе в Печору, где очень помог ледовый буксир.
– Шли примерно четверо суток от Архангельска, – рассказывает капитан сухогруза. – Погодные условия были нормальные. Ледовый буксир нас затащил в Печору. А там дальше от мыса Болванский нос до острова Зеленый уже был тяжелый участок. Но мы проскочили.
Из Архангельска в порт Нарьян-Мара сухогруз «Брин-Наволок» привез свыше 320 тонн различных грузов. Немного – дедвейт судна 2805 тонн. Но необходимо учесть, что большинство грузовладельцев ранее воспользовались более безопасными регулярными рейсами в НАО по Баренцеву морю.
Уже глубоко под вечер, в морозную ветреную среду, портовый кран выгружал при свете прожекторов на причал транспортную технику, автокран «Урал», бульдозер Т-130 и стройматериалы. Однако первыми в этом тяжелом списке на отгрузку были три понтона для наплавного моста через Казённую протоку на дороге Нарьян-Мар – Тельвиска.
Напомним, «НВ» уже сообщала, что первые три понтона были доставлены в НАО неделей раньше сухогрузом «Иван Бобров». Теперь всем шести понтонам предстоит соединиться на переправе в Казённой протоке.
Особо ценным доставленным сухогрузом в Нарьян-Мар стали две новенькие иномарки, украшенные символикой предстоящей XXII Олимпиады в Сочи. Как объяснил капитан Александр Туясов, автомобили Volkswagen Touareg и Volkswagen Crafter по планам заказчика примут участие во встрече олимпийского огня в Ненецком автономном округе в предстоящее воскресенье. Машины будут частью технической поддержки этой эстафеты в Нарьян-Маре. А вот останутся они у нас или нет – так и осталось вопросом. «Ну мы их уж точно обратно не повезем», – с улыбкой отметил капитан «Брин-Наволока».
В четверг во второй половине дня судно отшвартовалось от причала Нарьян-Марского морского порта. Теперь ему предстоит нелегкий путь через Печорскую губу и Баренцево море в порт «Варандей». Маршрут знаком, вся команда из одиннадцати профессиональных моряков готова к любым испытаниям. Надеемся, что их у «Брин-Наволока» не будет. Сопровождать сухогруз будет дизель-электрический ледокол «Ермак», курирующий в эту навигацию судозаход кораблей в порт «Варандей».
Портовики, впрочем как все, кто в силу своей профессии ходят в море, не любят слово «последний». Зная об этом, обращаюсь на причале с вопросом к такелажникам: завершающий ли это рейс или еще ждать гостей большим морем?
Все в руках арктической погоды, объясняют они мне. Запланирован еще один транзитный заход в порт Нарьян-Мара сухогруза «Василий Малов» типа «река-море». Однако захочет ли его пускать к себе Печора, и решится ли он выйти из Архангельска – пока неизвестно. Так или иначе, официально навигация 2013-го завершена. И проведена она была в морском порту Нарьян-Мара на высоком профессиональном уровне, как и требуют того суровые условия морских перевозок в северных широтах.
Фото автора