Вы здесь

Крест на крест

Несколько недель назад на месте возведения Духовно-просветительского центра строители обнаружили человеческие останки и фрагменты гроба. На место выехали следователи Следственного комитета, останки собрали и отправили на экспертизу.

В октябре на территории возведения будущего Духовно-просветительского центра строители начали забивать сваи. Неожиданная находка не обнаружилась бы, если бы одна из свай не раскололась прямо в грунте, и чтобы ее достать, рабочие вызвали экскаватор. Выкопав котлован глубиной около двух с половиной метров, ковш экскаватора вытащил на свет божий человеческий череп, кости туловища и полусгнившие доски, предположительно гроба.

– Останки мы отправили на экспертизу, чтобы определить пол, возраст, антропологические особенности усопшего и время захоронения, – рассказывает следователь Следственного управления СК РФ по Архангельской области и НАО Александра Леин. – По первым наблюдениям и мнению эксперта, захоронение относится примерно к 20–30-м годам прошлого века.

Как предполагают следователи, захоронение не носит криминального характера, поэтому строительные работы не были приостановлены. Но в дальнейшем, когда начнутся земляные работы по подведению коммуникаций к будущему духовному центру, не исключены и другие подобные находки. Ведь по утверждению старейших жителей Нарьян-Мара, именно в этом месте, которое раньше называли Калюш, находилось кладбище.

Загадки Калюша

Мы обратились к директору Ненецкого краеведческого музея Ивану Хозяинову за информацией о предполагаемом кладбище в этом месте. Увы, но в архивах музея никакой информации на этот счет не имеется. А краевед Серей Козлов допустил, что в этом месте действительно могло быть захоронение, и не одно. Если предположить, что кладбище образовалось в 40-х годах двадцатого века, то там могут быть захоронены растрелянные политзаключенные, как раз в эти годы содержавшиеся в Нарьян-Маре в районе морского порта.

– Можно также предположить, что в этом месте могли похоронить летчиков, которые погибли на Тимане в 1942 году, но я склоняюсь к другой версии, – рассказал Сергей Вячеславович. – По некоторым свидетельствам, тела пилотов действительно были доставлены в Нарьян-Мар, но их могил нет ни на старом городском кладбище, ни на кладбище в районе Захребетной. А много раньше, в 1901 году, в районе нынешнего морского порта, у деревни Ёкуша, работал шведский завод норд-русской компании Альфреда Лидбека, где круглый год трудились от 200 до 400 рабочих. Условия работы были суровые и многие умирали от голода. Вполне резонно предположить, что хоронили умерших именно в этом месте, ведь оно не подвержено подтоплениям во время весеннего половодья.

В любом случае краевед заинтересовался находкой и собирается провести собственное расследование в ближайшее время. Другую ценную информацию раскрыл Александр Иванович Ляпунов, руководитель общины старообрядцев-поморов:

– В пятидесятые годы я был подростком, и когда мы бывали в этом районе, то я видел даже торчащий из-под земли гроб в районе нынешнего магазина мебели на улице Октябрьской. Были видны и другие могильные холмы там, где сейчас расположена старая гостиница «Печора». Я думаю, что в этом месте действительно было кладбище времен основания Белощелья.

– Хоронили тогда недалеко, никто и не думал, что небольшие рабочие поселки превратятся в город Нарьян-Мар, – говорит Александр Иванович.

Старейшая жительница Нарьян-Мара, 92-летняя Мара Терентьевна Торопова вспоминает:

– Я с семьей переехала в Нарьян-Мар в тридцатых годах прошлого века, мне тогда было семь или восемь лет. Старые люди говорили, что в этом месте было кладбище. Тогда там густой лес стоял, а маленькие поселки вокруг него. Мы, детвора, даже боялись, сторонились погоста. С детства нам прививали уважение к праху мертвых и понимание, что нельзя попусту тревожить их память…

Сами строители тоже рассказывают, что к ним подходили жители этого района и говорили, что когда они строили здесь гаражи и рыли смотровые ямы, то тоже натыкались на человеческие останки и сгнившие доски.

Этично и законно?

По федеральному закону «О погребении и похоронном деле» и новому СанПиНу 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» позволяют использовать территории захоронений лишь по истечении 20 лет с момента его переноса, то есть перезахоронения останков, и только под зеленые насаждения, никакого иного строительства капитальных объектов. Согласно действующим правилам, в разрыве, то есть в 50-метровой санитарной зоне между кладбищем и городом, запрещено строить что-либо, кроме культовых строений, относящихся собственно к кладбищу. А траурно-обрядовые мероприятия должны проводиться не ближе чем в 100 метрах от школ, детских садов, магазинов и любых других учреждений и общественных мест. Не менее 20 метров разрыва должны быть засажены зелеными насаждениями. Также кладбища должны располагаться более чем в километре от водозаборных источников, а если необходимо провести водопровод к строениям кладбища, то он должен быть тупиковым – далее труба не должна покидать территорию погоста.

Правда, речь здесь идет только о территориях, имевших официальный статус кладбища. На месте, где возводят духовный центр, нет официальной информации о наличии там когда-либо кладбища. По мнению местных историков и краеведов, найденные захоронения начала XX века могут представлять собой, кроме прочего, и ценные археологические объекты, здесь могут начаться официальные раскопки, которые дополнят историю заполярного края.

С точки зрения закона вести строительство на местах бывших кладбищ запрещено, а правильно ли это с точки зрения морали, нравственности и религиозных устоев? Не будем углубляться в разную мистику, хотя суеверные люди (а таких немало) считают старые погосты местами скопления особой энергии и утверждают, что души умерших, будучи потревожены, не дадут покоя живым. Позицию Нарьян-Марской и Мезенской епархии озвучил газете правящий архиерей епископ Иаков.

Что теперь будет с масштабной стройкой, и какое решение примут власти и инициаторы размещения духовного центра именно на этом участке? Вопрос ко всем: что делать? Редакция приглашает читателей обсудить эту тему, а старейших жителей Нарьян-Мара, которые помнят факты, связанные с этим местом захоронения, откликнуться.


Епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков:

– О том, что во время работ на участке, на котором возводится Духовно-просветительский центр «Арктический собор», обнаружены останки человека, я узнал сразу же. Работы были приостановлены. Для принятия решения о дальнейших действиях были вызваны представители УВД и прокуратуры. Церковь имеет четкие канонические правила, как поступать в таких случаях. Когда эти останки будут должным образом исследованы соответствующей инстанцией, специалистами УВД, священник совершит литию и останки будут преданы земле в достойном месте упокоения, то есть – на кладбище.

Когда группа археологов во главе с Ильей Барышевым (работает в Российском институте природного и культурного наследия в Санкт-Петербурге. – Прим. ред.) готовилась к проведению раскопок на городище Пустозерска, мы отслужили молебен по просьбе археологов, и, кстати, работы прошли гораздо более успешно, чем в предыдущем году. Так вот, во время этих раскопок были обнаружены останки трех человек. Но это же не означало, что исследования следовало прекратить, и они были продолжены.

Тот же Илья Барышев рассказывал мне о реставрационных работах, которые проводились Институтом Культурного наследия в Троице-Сергиевой лавре. В подклети Трапезного храма были обретены мощи неизвестного монаха, и они благоухали. Для некоторых археологов это стало первым шагом к обретению веры, свидетельством святости жизни усопшего. Когда проводились работы возле Духовского храма, были обретены мощи преподобного Максима Грека. Задолго до патриарха Никона он, как человек высокой духовности, опытный монах и искусный книжник, был приглашен в Москву для того, чтобы исправить ошибки в богослужебных книгах. Мощи преподобного Максима с благоговением были помещены в раку.

В Москве есть храм Успения На Могильцах, совсем недалеко от Кремля. На месте, где был построен храм, во время моровой язвы хоронили людей. И таких мест, а значит и подобных случаев в градостроительной практике, довольно много, так что чего-то сверхъестественного или странного в данной ситуации нет. Другое дело, что их нельзя, как в советское время, собирать в мешки и просто куда-то увозить.

В нашем случае, я думаю, слава Богу, что эти останки были найдены и что они наконец-то через десятилетия забвения обретут место упокоения. Странно другое: человек умер и был погребен на территории населенного пункта, деревни, существовавшей на месте Нарьян-Мара. А когда возник Нарьян-Мар, человеческие останки находились в земле, на пустыре, где, мягко говоря, совсем не было чисто. Вопрос о хронологии захоронения будет разрешен соответствующими специалистами УВД.

Кем бы ни был человек, останки которого были найдены, в любом случае то, что произошло, что его бренные останки были обнаружены, благо: наконец-то они будут достойно преданы земле в месте упокоения, а не лежать на пустыре, попираемые случайными прохожими, где каждый мог бросить окурок, что, в общем-то, мы все видели до недавнего времени, и, к сожалению, пока еще наблюдаем на территории нашего города, который должен быть чист и ухожен благодаря нашему с вами отношению к той земле, на которой мы живем.