Вы здесь

Для Арктики – свои стандарты

На последней в нынешнем году сессии парламентарии утвердили бюджет на следующий и плановый период 2023 и 2024 годов

Проект бюджета рассмотрен на заседаниях профильных комиссий окружного Собрания, прошёл депутатские и публичные слушания. Между первым и вторым чтением документ скорректировали с учётом поправок депутатов и губернатора округа, учтены федеральные средства.
– Общий объём доходов на 2022 год составит 20,6 млрд рублей, расходы – 22,6 млрд рублей, дефицит окружного бюджета в 2022 году составит чуть более 2 млрд рублей, – пояснила заместитель губернатора округа Татьяна Логвиненко, представляя документ. – В общей структуре расходов окружного бюджета наибольший удельный вес традиционно имеют расходы на образование, здравоохранение, социальную политику, жилищно-коммунальное хозяйство и национальную экономику.
Расходы бюджета НАО сформированы в «программном» формате, с 1 января 2022 года в округе будут действовать 26 госпрограмм, также округ участвует в реализации 9 нацпроектов.
Бюджет сохранит социальную направленность, 50 % всех расходов направят на социальную сферу.
На инвестпроекты предусмотрено 2,1 млрд рублей, в том числе более 800 млн рублей на строительство и приобретение жилья.

Необходимы специальные стандарты
 
Также на сессии депутаты приняли обращение об обеспечении доступности медицинской помощи в Арктической зоне РФ.
Представляя проект документа в Правительство РФ, председатель постоянной комиссии по социальной политике Анна Булатова отметила, что обеспечение высокого качества жизни населения Арктической зоны РФ включено в число основных национальных интересов государства. Прежде всего, речь идёт о доступности первичной медико-санитарной помощи, разработке и развитии технологий сбережения здоровья и увеличения продолжительности жизни населения в арктических условиях.
Анна Булатова подчеркнула, что оказание населению медицинской помощи с учётом специфики Ненецкого автономного округа характеризуется не только особенностями климатогеографического положения, но и малочисленностью населения, отсутствием постоянного внутреннего и межрегионального автотранспортного, железнодорожного сообщений. Округ малопривлекателен для высококвалифицированных медицинских кадров. Указанные факторы приводят к дефициту узких специалистов, что, в свою очередь, вызывает необходимость направлять пациентов за счёт средств окружного бюджета в медицинские организации за пределы региона для оказания специализированной (в том числе высокотехнологичной) медицинской помощи.
– По объективным причинам отсутствует возможность замены врачей, поэтому не отлажена организация системной работы по повышению квалификации, стажировка имеющихся специалистов. Кроме того, временное отсутствие врача (отпуск, выезд в командировки в сельские поселения, временная нетрудоспособность) ограничивает доступность медицинских услуг населению, – отметила парламентарий.
В этой связи Собрание депутатов НАО подготовило обращение в адрес Правительства РФ об изменении существующих нормативов, чтобы в районах Крайнего Севера количество врачей не зависело от численности населения.
– С учётом установленных приоритетов государственной политики Российской Федерации в Арктике и специфики арктических регионов, предлагаем рассмотреть возможность внесения изменений в установленные на федеральном уровне нормативы объёмов медицинской помощи и нормативы рекомендованной штатной численности медицинских организаций по узким специалистам. В частности, исключить условия о прямой зависимости количества медработников от численности населения в регионах, относящихся к районам Крайнего Севера, – уточнила Анна Анатольевна.
Для реализации обозначенного вопроса потребуется увеличение финансирования за счёт бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

О субсидировании бензина
 
С этим вопросом на сессии выступил председатель комиссии Собрания депутатов НАО по вопросам госустройства и местного самоуправления Александр Чурсанов.
Парламентарий рассказал, что Собрание депутатов НАО подготовило обращение, которое направлено на возможность субсидирования затрат по доставке бензина в сельские населённые пункты округа.
После принятых в 2014 году федеральных изменений субсидирование доставки топлива стало невозможным, и его цена резко возросла. Сейчас в среднем стоимость бензина марки АИ-92 в Нарьян-Маре составляет 50 рублей за 1 литр. В то же время в сёлах Ненецкого автономного округа она составляет 100 рублей за 1 литр.
– Безусловно, это очень дорого для жителей поселений, которые используют топливо для бытовых нужд. Поэтому субсидирование доставки бензина могло бы обеспечить достойные условия жителей округа, проживающих в труднодоступных местностях. В документе мы просим принять нормативный правовой акт, исключающий бензин, реализуемый населению в Арктической зоне, из числа подакцизных товаров. Тем самым субъекты РФ смогут субсидировать организации, реализующие бензин населению, проживающему в труднодоступных населённых пунктах, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Обязательно воспользуемся помощью сенаторов и депутатов Госдумы от НАО в продвижении этого вопроса, – подчеркнул Александр Чурсанов.
Окружное Собрание ранее выступило с законодательной инициативой о внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ по возможности субсидирования доставки бензина в труднодоступные сельские населённые пункты, однако Счётная палата РФ не поддержала её.
Ещё один вопрос в повестке регионального парламента – утверждение программы законотворческой деятельности на 2022 год.
На сессии её представил спикер Собрания депутатов НАО Александр Лутовинов.
Ежегодно в соответствии с окружным законом правотворческие органы осуществляют текущее и перспективное планирование законотворческой деятельности Собрания депутатов на год.
Примерная программа разрабатывается и утверждается окружным Собранием с учётом предложений субъектов права законодательной инициативы в региональном парламенте. Предложения поступили от главы региона Юрия Бездудного, депутатов, прокуратуры НАО, Совета городского округа «Город Нарьян-Мар», Андегского сельсовета и Избирательной комиссии НАО.
Большая часть законопроектов касается внесения изменений в действующие окружные законы. В их числе – о перераспределении полномочий между органами МСУ и органами государственной власти НАО, о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, о бюджетном процессе, о физической культуре и спорте, поправки в Устав округа.
Андегский сельсовет, например, выступил с законотворческой инициативой о дотации жителям оплаты за электроэнергию на отопление жилого помещения.
В начале года окружные депутаты вернутся к обсуждению изменений в окружной закон о гарантиях по зубопротезированию старшего поколения.
Будет разработан проект окружного закона о создании дополнительных условий для развития инвестиционной деятельности на территории НАО. В течение года по мере необходимости будут рассматриваться изменения в окружной бюджет.
– В примерной программе запланировано более 30 законопроектов. Это своеобразный план нашей работы, который впоследствии традиционно будем дополнять новыми предложениями и инициативами с учётом изменений, которые будут вноситься в федеральное законодательство, а также по итогам приёмов и встреч с жителями округа, – прокомментировал Александр Лутовинов.

Нина Валентинова