На литературной встрече я пообещала своим читателям, что обязательно побываю в далёком и таинственном Тобольске, расскажу о впечатлениях и знакомствах, поделюсь чувствами и мыслями
А ещё попытаюсь раскрыть тайну: действительно ли знаменитого «Конька-Горбунка» написал Пётр Павлович Ершов?
Впечатление первое
Я испытала в поезде, следующем по маршруту Москва- Екатеринбург.
Что стало с проводниками, точнее с проводницами, да и со всей железной дорогой России? Не узнаю. Комфорт, чистота, торговля бьёт ключом: различные сувениры, игрушки, благотворительные открытки с детскими рисунками активно предлагают пассажирам, равнодушным к покупкам. А лотереи? Так и несут, так и несут, и насаждают, и предлагают, упрашивая несговорчивых покупателей. Всё это делается вежливо, с тёплыми, почти нежными нотками в голосе. Жалко мне проводниц, поэтому купила парочку невыигрышных билетиков да ненужных сувенирчиков.
А поезд весело отстукивает своё: «Мы едем, едем, едем в далёкие края…»
Из Екатеринбурга ранним августовским утром на автобусе направляемся в Тюмень и Тобольск. По пути заезжаем в село Талица, по программе – посещение музея Героя Советского Союза, легендарного советского разведчика Николая Кузнецова. Но, увы… Музей закрыт. А так хотелось поближе узнать о простом сибирском пареньке, который заслужил право быть «гением перевоплощения», феноменальным, лучшим разведчиком двадцатого века, признанным ЮНЕСКО (ЮНЕСКО – специализированное учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры. Цели организации – содействие по укреплению мира и безопасности, обеспечение справедливости и соблюдения законности, всеобщего уважения прав и основных свобод человека). Небывалый талант – в течение 18 месяцев быть Паулем Зибертом, знатоком немецкой культуры, идеально владеющим языком Гете, душой компании офицеров, считающих себя особой кастой.
В одно мгновение Николай Кузнецов из простого крестьянского сына превращался в истинного арийца, блестяще образованного, с безупречными манерами. Этому научиться нельзя, это Божий дар, отмечают исследователи жизни Николая Ивановича. А жизнь его – целый ряд неразгаданных вопросов, ненайденных ответов. Много фактов из биографии разведчика Кузнецова до сих пор засекречено. Известно, что обучался в Талицком лесном техникуме, знал коми, украинский, в совершенстве владел несколькими диалектами немецкого языка. Кузнецов утверждал: «Знать два языка – прожить две жизни». Он же, разведчик-самородок, прожил всего 32 года.
Несмотря на то, что пламенный комсомолец дважды был обвинён по надуманным статьям, Николай не озлобился, не разуверился в идее социализма. «Я в любую минуту готов отдать жизнь за Родину», – писал он своему брату.
Россия помнит и оберегает всё, что связано с великим разведчиком, поэтому памятник из Львова был перенесён в Талицу.
Впечатление второе – Тюмень
Сегодня Тюмень (817 тысяч жителей) – одно из самых комфортных мест проживания, поведала нам экскурсовод и добавила, что с бывшим губернатором, а ныне одним из ведущих политиков страны, город заметно преобразился. За что тюменцы искренне ему благодарны. А ещё в Тюмени самый высокий уровень жизни в России. Эту информацию я узнала из солидных и надёжных источников.
Встретила нас милая барышня по имени Аполлинария Ивановна, она же сибирская купчиха. Рассказала о своём муже, знаменитом тюменском купце, о домовой резьбе, украсившей деревянный город, об атмосфере своего девятнадцатого века, откуда она и явилась к нам, в двадцать первый. Поведала о тайнах своих подружек, о последних новостях, о любовных похождениях неверных жён и мужей, а также о том, что подают вкусненького на столы в зажиточных домах Тюмени.
А ещё Аполлинария Ивановна обратила наше внимание на роскошную домовую резьбу, объёмную, барочного стиля, украсившую деревянный город. Верхняя часть наличников на окнах напоминает кокошник – старинный женский головной убор. Это означало: женихи, внимание! В этом доме живёт девушка на выданье.
Любопытная, надо признаться, барышня: пухленькая, с ридикюльчиком, платье в цветочек. Так и осталась у меня в памяти как символ Тюмени. Прогулялись мы с Аполлинарией Ивановной по старой Тюмени, по прекрасной набережной, по знаменитому мосту влюблённых.
Мост влюблённых – это вантовый пешеходный мост через реку Тура. Вантовый, вантовый – слышится то там, то здесь. Что это за невидаль такая? Вантовый мост – это тип висячего моста, соединённого с дорожным полотном стальными тросами- вантами, которые расположены по системе «арфа». Эти самые ванты, как натянутые струны, удерживают мост.
На тюменском вантовом мосту проводился конкурс на самый длительный поцелуй. Победителями стала пара, поцелуй которой длился шесть часов. С трудом верится, что такое возможно. А вы могли бы?
Приехав в Тюмень, обязательно присядьте на «Двенадцать стульев желаний», прокатитесь на кораблике по Туре, посетите сквер сибирских кошек. О сибирских кошках надо сказать особо.
Сибирская кошка – истинный друг своих хозяев. Крупные, с густой шерстью и горделивой осанкой они, кошки, уникальные лекари: тонко, на энергетическом уровне чувствуют больные места человека. В годы Великой Отечественной войны после снятия блокады Ленинграда прошла «кошачья мобилизация» с целью защиты бесценных хранилищ Эрмитажа от полчищ грызунов. Мурок и барсиков специально набирали в Сибири. Они-то и спасли ценнейшие экспонаты ленинградских дворцов и музеев.
Тобольск. Впечатление третье, незабываемое
Начну издалека. Честно признаюсь, была уверена, что города с таким названием на карте нашей Родины уже и не существует. Переименован с годами.
Ан, нет. Как был Тобольском, так им и остался. «Тобольск и двести лет назад, и сейчас продолжает восхищать и оглушать гостей своей величественностью, столичной осанкой, монументальностью и одновременно воздушной грацией и неповторимыми видами. Тобольск – самая настоящая сказочная столица, в которой просто обязан побывать каждый», – эти слова из путеводителя понравились мне.
Город на протяжении многих лет был центром управления Уралом, Зауральем, всей Сибирью и Дальним Востоком, основан в 1587 году на берегу Иртыша. Восхищает изящный Тобольский кремль, талантливо вписанный зодчими в уникальную природу Сибири.
Упоминание о Тобольске можно найти в биографиях многих известных людей: Менделеева, Достоевского, Перова, Алябьева и, конечно же, Ершова.
Более двадцати лет назад я начала преподавать детскую литературу в социально-гуманитарном колледже, без Ершова и его «Конька-Горбунка» невозможно обойтись. Тихий, скромный Петруша Ершов, обучаясь на втором курсе, удивил своего преподавателя, профессора Петербургского университета Плетнёва. Войдя в аудиторию, он с восторгом продекламировал:
«За горами, за лесами, за широкими морями, не на небе – на земле жил старик в одном селе». Что говорить об однокурсниках, которые были ошеломлены: «Как так! Сибирский паренёк на такое способен?».
Вернувшись в Тобольск, теперь уже Пётр Павлович, работал в своей же гимназии, сначала учителем, затем библиотекарем, закончил трудовой путь директором. Похоронен в Тобольске, на его могиле стоит памятник с надписью: «Автору народной сказки». Если автор, то сказку написал один человек, а если народная, то целый народ. Парадокс? Литературоведы это несоответствие объясняют самобытностью автора, ярким языком сказки, обилием пословиц и поговорок, стилем народных сказок. Так вот, очень уж мне хотелось побывать и поклониться великому сказочнику. Честно признаюсь: казалась мне эта мысль совершенно неосуществимой. Сейчас, сидя за рабочим столом в заснеженном и морозном Нарьян-Маре, всё ещё не до конца верится, что я была на могиле Ершова.
Но фото, на котором я, довольная и счастливая, стою у могилы Петра Павловича Ершова, без сомнений подтверждает моё присутствие на старинном кладбище в городе Тобольске.
Ну, а миф о мнимом авторстве Ершова убедительно рассеяла экскурсовод, сообщив, что кроме всемирно известного Конька Пётр Павлович оставил нам достойное наследие. Оказывается, он написал продолжение сказки «Конёк-Горбунок» для взрослых, лирические произведения, романтическую поэму «Сузге» о подвиге сибирской царицы. Стиль этих произведений доказывает принадлежность их одному и тому же автору. А ведь до приезда в Тобольск я, как и многие читатели, считала, что кроме Конька писатель больше ничего и не создал.
Впечатление четвёртое, яркое
Село Покровское, Дом-музей Григория Распутина. Распутин, как поясняет интернет, приобрёл всемирную известность благодаря тому, что был другом семьи российского императора Николая Второго и имел на неё неограниченное влияние. Наш экскурсовод перед входом в дом предупредила, что музей находится в частной собственности, владелица – преподаватель одного из высших заведений Тюмени. И добавила: «Слушать, не перебивая. Вы побываете на спектакле
одного актёра, цените эту возможность». Тем более – это первый частный музей в России.
Ну, мы и молчали в течение двух часов, открыв рты, внимательно ловили каждое слово человека, посвятившего свою жизнь сохранению памяти одной из самых загадочных личностей России.
Я приведу несколько высказываний уникального экскурсовода, записанных мною почти дословно:
«Волей или неволей царская семья будет в Тобольске и, прежде чем умереть, увидят мою родную деревню», – утверждал Распутин в августе 1916 года.
«14 апреля 1918 повозка с царской семьей остановилась, последний раз меняли лошадей. «В селе Покровском была перепряжка, долго стояли как раз против дома Григория и видели всю его семью, глядевшую в окна». Из дневника Императора Николая Второго.
«Есть имена, которые известны всему миру: в каких странах только нет ресторанов, названных именем Распутина, «Бони М» распевал РаспутИн, сколько фильмов снято о «человеке Божьем», о непостижимой загадке, о «Святом чёрте».
«После известия о том, в Тобольской губернии появился мужик, который может помочь излечить болезнь малолетнего царевича, царица на волне безысходности впускает мужика в детскую, в святую святых».
«Изможденный, бледный, неистовый Распутин в течение нескольких часов стоял на молитве. Когда встал – был совершенно мокрый».
«Как врач объяснить не могу, как очевидец – констатирую», – писал доктор, наблюдая улучшение здоровья сына царя, больного гемофилией (несворачиваемостью крови).
«В октябре 1916 года Распутин писал: «Ещё до конца этого года буду убит. Смерть моя будет мучительной. Если буду убит людьми равными тебе (царю), династия твоя более двух лет не проживет. Будет смута. Моя смерть будет вашей смертью».
Вся продолжительная концерт-экскурсия была наполнена всепоглощающей, преданной, чистейшей любовью к Григорию Распутину. Главная мысль двухчасовой лекции – Распутин – необыкновенная личность, неординарный человек, патриот России. А слухи о его непристойной жизни – это всего лишь слухи. Так-то вот. Мой совет: не ленитесь, почаще заглядывайте в наше прошлое, историю и создавайте свой взгляд на то или иное историческое событие.
Впечатление заключительное: Свердловск = Екатеринбург
Экскурсовод в Екатеринбурге почти сразу заявила: «Знаю, что вы приехали из Покровского, значит в восторге от экскурсии в доме Распутина. В Екатеринбурге же отношение к Григорию холодное». Никто спорить не стал.
Екатеринбург – город миллионник, экономический, административный, культурный, научно-образовательный центр Урала. Стоит на небольшой, извилистой реке Исеть. Как в любом другом городе в нём масса интересных мест, легенд, историй. Екатеринбург можно изучать долго, гуляя, любоваться стариной, современным городом и даже прокатиться на метро. Большое событие для Нарьян-Мара – прямые, недорогие рейсы в столицу Урала. Знаю нарьянмарцев, которые на выходные дни отправляются в бывший Свердловск и с удовольствием проводят там время.
Екатеринбург – место гибели царской семьи. Дома Ипатьева, памятника варварству, последнего дворца последнего царя, – не существует. В годы Советской власти в нём принимали в пионеры, затем отдали под квартиры, где по воспоминаниям современников всегда пахло жареной картошкой. Сейчас на этом месте величественный храм.
Я до слёз была тронута трагедией царской семьи, побывала на месте расстрела, поклонилась земле в Ганиной яме. «Урочище Ганина яма, в былые времена привлекшее внимание рудокопов, которых в просторечии называли «ганями», теперь известно как место сокрытия цареубийцами следов своего преступления, совершенного в ночь на 17 июля 1918 года в Ипатьевском доме».
Молодой экскурсовод Андрей спокойно, вдумчиво, неторопливо сумел показать человеческие качества императора Николая и его домочадцев: «Не думал, что увлекусь историей. Сама жизнь подтолкнула меня окунуться в трагедию царской семьи. Вижу, как наяву, сестёр, сидящих на подоконниках и машущих руками глазеющим на них жителям Тобольска (два года семья жила здесь). Только немногие из прохожих упрекали: «Что глазеть- то на чужое горе».
Царевич любил пожимать руки солдатам, отец увидел- запретил (пусть будет не всё дозволено). Алексей увлекался кинематографом, устраивал просмотры, домочадцы всё бросали и мчались смотреть снятые кадры. Как и все обыкновенные мальчишки царевич собирал гвоздики и клал их в карман. Мать царица зорко следила за этим: нельзя, гемофилия, но не могла ничего запретить любимому сыну. Терпеливо сама зашивала карманы.
Заставили задуматься и покорили меня слова Андрея, которыми он закончил экскурсию: «Зависть, злость со стороны жителей и солдат к царской семье, – благородство, порядочность, высочайшая культура императора и его окружения. Но именно самодержавие довело Россию до такой бедности и тупости».
Путевые очерки – это и встречи с незабываемыми людьми. Вот и в этот раз я познакомилась с талантливой поэтессой Натальей Цукановой. Слежу за её творчеством, приглашаю в Нарьян-Мар.
Ещё одно знакомство оставило след в моей душе. С удовольствием общалась с отцом и сыном, одному за пятьдесят, другому за двадцать. Отец предельно аккуратен, изысканно одет, у него умный взгляд, неординарные суждения. Чувствуется, что много пережил, ценит в других умение сострадать. Не лезет на рожон, не выпячивает свою образованность, не кичится обширными знаниями, что часто встречается среди нашего брата, туриста. Всё в этом человеке достойно, прилично, органично.
Мы много беседовали, заразительно смеялись, делились впечатлениями. Рядом – сын, такое сокровище! Ухоженный молодой человек, одетый по последней моде.
От общения с ними осталось светлое и доброе воспоминание.
Мы спорили о сказке Ершова, о роли Распутина, о трагической гибели царской семьи, о судьбе многострадальной и любимой нами России.
Татьяна Окладникова