Вы здесь

Каратайские встречи

Каратайка. Вид сверху / Фото автора

Путевые заметки из одной командировки

Автор этих строк впервые побывал в Каратайке и с удовольствием сложил впечатления от поездки в газетные строчки. Коих, кстати, с фотографиями набралось на целый разворот.

По какому принципу присваиваются имена рекам, речкам и речушкам? Наверное, ровно по такому же лекалу присваиваются имена собственные и землям, морям, озёрам и лесам, горам, долинам и даже отдельным рощам – по наиболее характерному внешнему либо присущему внутреннему признаку. Так и появились в топонимике океаны Ледовитый и Тихий, моря и реки многочисленные, Чёрные и Белые, горы Высокие и Круглые… Вот и с названием речки на Югорском полуострове в северо-восточной части Ненецкого автономного округа, давшей позже имя и близлежащему населённому пункту, местные оленеводы «не заморачивались»: так и назвали по характерному признаку – Коротаиха, что в переводе с ненецкого означает «извилистая». Таковой речка, стало быть, и является. А выросший близ неё посёлок с лёгкой руки первопоселенцев так и назвали – Каратайка.

 

Откуда есть пошла Каратайка

Каратайка находится далёконько от столицы округа Нарьян-Мара – 380 километров тундры лежит между этими двумя пунктами. Близ посёлка протекает речка Янгарей. Точную дату основания населённого пункта не дают исторические справочники, да и нелёгкое это дело – установить, когда кочевые оленеводы прервали свой бесконечный аргиш и осели в посёлке. Видимо, происходило это достаточно постепенно – посёлок обживался, обрастая хозяйственными и жилыми постройками, необходимыми и кочевым оленеводам – магазин, медпункт, почта и так далее, где трудились оседлые жители, а пастухи продолжали аргишить с оленями… Считается, как указано в справочниках, что оседлая база колхоза имени К. Е. Ворошилова (позже – при слиянии колхоза имени Ворошилова, колхоза имени Выучейского и Вайгачского колхоза «Арктика» – колхоз «Дружба народов») образована в 1938 году. В настоящее время колхоз преобразован в сельскохозяйственный производственный кооператив (СПК) «Дружба народов».

В архиве Ненецкого автономного округа сохранилась запись переписи населения от 27.09.1939 года: «В Каратайке, устье реки Янгары, где 3-4 года назад пустое место было, то теперь целый посёлок. В посёлке имеется колхоз имени Ворошилова, который ведёт оседлый и кочевой образ жизни, имеется школа, медпункт, кооперативная база, радиостанция. Есть культармейцы». Посёлок относился к Юшарскому сельскому совету. В 2000-м его переименовали в муниципальное образование «Юшарский сельсовет» НАО, административным центром которого является поселение Каратайка. В состав муниципального образования также входит посёлок Варнек, расположенный на острове Вайгач.

 

Что сохранила память народная

Вышеприведённые сведения вкратце можно почерпнуть из справочников. А вот память народная сохранила более конкретные факты. Юрий Филиппович Артеев, сын старейшей жительницы посёлка Каратайка  Анфисы Михайловны Артеевой, поделился семейными воспоминаниями. Из них следует, что это его дед со стороны отца – Артеев Яков Всеволодович – и представители ещё нескольких семей являются основателями посёлка Каратайка!

Яков Всеволодович был оленеводом, пас в молодости оленей церковных (тогда церкви были богатые, имели стада), пас на Печоре, как и отцы ещё нескольких семей, коми с Ижмы и Мохчи. Ходили со стадами на восток.

– В то время прививок, конечно, не делали оленям, часто стада преследовали болезни, – вспоминает Юрий Филиппович рассказы деда и отца. – Ящур, копытка порой выкашивали стадо так, что возвращались оленеводы, таща нарты на себе… Несколько семей осели в Каратайке. Мы до сих пор поддерживаем связь с родственниками из Коми Усинского района. У деда и его братьев, Петра и Николая, было прозвище «Выроды», так это прозвище от дедов к нам и идёт.

Юрий Филиппович называет своего деда основателем Каратайки не голословно – утверждает, что в семье имелся (да и сейчас, наверное, имеется, если поискать хорошенько) документ с подписями и печатями, удостоверяющий, что Артеев Яков Всеволодович является колхозником № 1. То есть дед первым вступил в колхоз «Дружба народов». Очень жаль, что в день нашего разговора с внуком основателя Каратайки его маме, Анфисе Михайловне, 97-летней старейшей жительнице посёлка, нездоровилось, и потому Юрий Филиппович не стал её тревожить расспросами, как в немалом семейном архиве найти этот исторический документ… Ну что же, в следующую командировку вашего корреспондента в славную Каратайку найдём документ обязательно!

 

На первый взгляд

Каратайка. Два с половиной часа лёту на вертолёте – трудяге Ми-8 – и вы на месте, то есть в аэропорту посёлка. Каратайка огибает безымянное озерко полуподковой, обращённой в сторону от озера, напоминает при взгляде сверху бумеранг, невесть зачем заброшенный сюда из солнечной Австралии. Или, скорее, напомнит бывалым спортивный топор, что закинул чемпион в соревнованиях по северному многоборью откуда-нибудь из Варнека, Амдермы или Хорей-Вера. Да, видно, далеко забросил, могучий, – отыскать свой спортивный снаряд не сумел в сугробах, наметённых со всех четырёх открытых всем ветрам сторон тундры…

Первое, пожалуй, что бросится в глаза каждому понаехавшему из более южных климатических зон – это то, что дома в посёлке не имеют по большей части никаких пристроек-построек, ни заборов-палисадничков – открыты всем взорам и доступны всем прохожим. Ну нет в краях здешних при домах ни садиков тебе, ни огородиков, ни тем паче – сарайчиков для порося. И как, удивляется понаехавший, тут люди живут?!

 

Так и живём

– Так и живём, а куды ж деваться-то, – как резонно заметил первый встреченный на поселковой улице человек. – Отцы жили – и мы живём. Рыбачим, а как же! 300 килограмм за тоню вчера сняли! Рыба идёт хорошо, сети вытягивать двумя снегоходами приходится. Промышляем далеко – за 100 километров от Каратайки – на реках, озёрах.

Николай Егорович Хатанзейский – местный житель. В посёлок выехал аккурат к прилёту медиков мобильной бригады для прохождения медосмотра. Может, и приукрасил чуток по старой рыбацкой традиции, умножив на энное количество цифру улова, но всё равно – впечатляет! Рассказал, что в посёлке есть даже улица имени Хатанзейского. И, действительно, позже эта фамилия встретилась ещё не единожды. Жаль, что ночь полярная вступила в свои права – темно для фотосъёмки, невзирая на послеполуденный час – лукавую усмешку рыбака не разглядеть на снимке. Впрочем, назавтра, как немножко развиднелось, удалось запечатлеть не только Николая Егоровича, но и вкупе с его приятелями, также заядлыми рыбаками, и собачкой. На фото: собака и три рыбака – Николай Егорович Хатанзейский, Кирилл Петрович Сметанин и Виктор Егорович Вокуев. Просим любить и не жаловаться.

Летом передвигаются жители по деревянным тротуарам, видимо, кое-где можно рассмотреть эти пешеходные дорожки, не до конца занесённые снегом. А зимой снег по дорогам вдоль улиц, пока весьма приблизительно угадываемых, укатывается вездесущими снегоходами, а при необходимости расчищается техникой ЖКХ, как пояснит позже глава посёлка. Но слово главе предоставим отдельно, а пока – первые впечатления вновь прибывшего.

 

Мимо школы и ДК в магазин спешу пока

Дома деревянные, но довольно добротные. Почти у каждого стоит остывающий на ветру снегоход – первейшее средство передвижения. К стенам многих домов тем не менее прислонены нарты – сохнут, по всей видимости, не первый год. На всякий пожарный сохраняются? Или – ностальгия по невозвратному, но дорогому сердцу тундровика?..

Собаки. Здесь они крупные, лохматые и – не злые. Хотя охранную функцию как будто исполняют – побрёхивают, завидев проходящего. Старожилы рассказывают, что в недавнем прошлом собаки исправно исполняли и функцию транспортную. Выходит, что бывают не только ездовые коты, как в мультике, но и собаки ездовые.

Школа – современная, двухэтажная, вознесена над землёй на сваях – устремлённая в будущее. Построена сравнительно недавно – в 2008 году. ДК тоже двухэтажный, украшен уже по-новогоднему, сияет огнями – отличный ориентир в ночи для приезжего. Но об этих учреждениях культуры – наследниках легендарных красных чумов, первых в здешних краях очагах культуры, что принесла в тундру советская власть, – расскажем отдельно и, разумеется, поподробнее – они того достойны.

Не менее важное учреждение – магазин, его и без ориентиров каких бы то ни было всяк узнает – по многолюдности и оживлённости в каждый час рабочий. Мекка вожделенная… Разнообразие товаров и продуктов – как и везде, во всех уголках и весях Отчизны необъятной: от наиновейших наборов роботов ребячьих до – хозяйкам на заметку, одним словом. А вот вносятся поддоны с продукцией местной пекарни –
м-м-м! Как из бабушкиной печи в детстве: ватрушки-булочки румяные! Особая витрина с местным колоритом – тёплая зимняя спецодежда, спецсапоги и спецваленки. Товар особого спроса в тундре. За продуктами и за топливом ездить приходится аж в Воркуту на снегоходах. И это большое подспорье – представляете, насколько сложно было организовать снабжение ещё буквально несколько лет назад, когда о снегоходах только мечтали! Прейскурант несколько отрезвляет непривычного, но что делать – отдалённость, дорогая доставка – логистика-с…

Время на дворе такое – вступила в свои права ночь полярная, то бишь едва-едва забрезжит свет на востоке только ближе к полудню и то ненадолго. Но глаз колоть не спешите – улицы освещены исправно действующими фонарями – результат неустанной заботы местной администрации посёлка во главе с молодым главой (простите за тавтологию). Но и об этом чуть позже и более подробно.

 

(Продолжение следует)