Это популярное в СССР выражение в новой России обрело новый смысл. Делать бизнес на тяге к знаниям совсем не зазорно. Об опыте предпринимателя, рискнувшего занять свою нишу на рынке образовательных услуг, рассказывает наш корреспондент.
К многофункциональному центру профобразования «Лидер», расположенному в поселке Искателей, у автора этих строк отношение особое. Именно здесь вместе с коллегами мы обучались искусству вождения снегоходов. Навык езды по бездорожью и права категории «А1» для журналистов на Крайнем Севере не роскошь, а суровая необходимость.
И вновь возле одноэтажного здания центра – учебный снегоход. На нем новая амазонка выписывает кренделя, необходимые для практической части экзамена. И надо признать, у барышни это неплохо получается.
– В этом году буду участвовать в снегоходных гонках, – улыбается Анна Вокуева. – Загорелась этой идеей и очень хочу победить. У мужа есть снегоход, и я сама иногда сажусь за руль. Люблю экстрим и путешествия.
– Ученица мне досталась отличная, тренировочную трассу прошла с первого раза, – отмечает инструктор Роман Носов. – Нельзя разделить, кто лучше усваивает теорию, а кто – практику. У мужчин и женщин по-разному получается. Считаю, что основная трудность – привыкнуть к конкретному снегоходу. Все машины разные, различаются по размерам, назначению, массе. Потом уже каждый выберет себе по вкусу и доходам. А учиться приходится на чем-то одном.
Тяжело в учении – легко в бою. Создатели первого в регионе коммерческого учебного центра тоже пока осваивают новый бизнес, набивают свои синяки и шишки. Самое главное, считают они, удалось занять свою нишу на рынке товаров и услуг.
– Идея учебного центра пришла моему коллеге и единомышленнику Роману Зворыгину, – говорит заместитель директора ООО «Перспектива» Антон Шубный. – Мы работаем в нефтяной отрасли и сами столкнулись с проблемой нехватки квалифицированных рабочих. Чтобы обучать специалистов для работы на промыслах, приходилось привлекать образовательные учреждения других регионов. Все выливалось в финансовые, временные и человеческие затраты. Нужно было договариваться, привозить преподавателей, решать организационные и другие вопросы. А на территории НАО коммерческих организаций, обучающих необходимых специалистов, как таковых не было. Подумали и решили заняться этим самостоятельно.
Центр профобразования «Лидер» открылся в 2014 году. Вначале непросто было получить лицензию на оказание образовательных услуг и привести в порядок учебное здание. Затем наладили сотрудничество с региональным Центром занятости населения, стали готовить операторов по добыче нефти и газа, операторов товарной нефти, слесарей по ремонту и обслуживанию газового оборудования, операторов газовых котельных, слесарей контрольно-измерительных приборов и аппаратов, водителей, крановщиков, электромонтеров, машинистов двигателей внутреннего сгорания. Кроме технически востребованных профессий, готовили поваров и продавцов.
– Мы не получаем финансовую поддержку извне, в отличие от бюджетных образовательных учреждений, – говорит Роман Игоревич. – В конкурсах социальнозначимых проектов или конкурсах для предпринимателей мы хотели бы участвовать, но не под все критерии подходим. Пока основные средства вкладываем в учебное здание, в котором до этого не было освещения и отопления. На данный момент отремонтированы практически все кабинеты, имеется небольшая библиотека. Планируем расширить материально-техническую базу. Говорят, что бизнес похож на ребенка. Наше «дитя» потихонечку развивается и растет. Считаю, что в этом большая заслуга коллектива. Он хоть и небольшой, но сплоченный, ведь мы все работаем на результат. В штате несколько специалистов, с остальными работаем по договорам сетевого взаимодействия.
Непосредственно учебным процессом рулит руководитель МЦПО «Лидер» Елена Дубинина.
– За время нашего существования в общей сложности мы обучили полторы тысячи человек, – рассказала Елена Ивановна. Из них более четырехсот получили профессиональное образование, более тысячи обучались по дополнительным образовательным программам повышения квалификации. В чем наше отличие от других образовательных учреждений? Мы идем вслед за потребностями рынка, гибко реагируем на изменения. В Нарьян-Маре заработать доверие сложно, а потерять репутацию можно очень быстро. И привычной рекламе тоже не очень доверяют. Здесь больше ориентируются на так называемое сарафанное радио, то есть полагаются на мнения людей, уже воспользовавшихся чьими-то услугами. Лучший критерий оценки образовательного учреждения – сколько выпускников оказались востребованными. Наши практически все работают, и это радует.
В настоящее время возможность трудоустройства – вопрос более чем актуальный. И если говорить о чутком реагировании на потребности рынка, то коммерческое образовательное учреждение также ощущает колебания спроса и предложения.
– В последнее время нагрузка несколько снизилась, – отмечает Елена Ивановна. – Например, желающих получить права на управление снегоходами или ТРЭКОЛами стало чуть меньше, хотя стоимость наших услуг не повышалась. Но мы расширяем сферу сотрудничества с нефтедобывающими организациями. Планируем провести новый набор на операторов по добыче нефти и газа, формируется группа слесарей по ремонту газового оборудования.
– Нет, не пожалели, что организовали свое дело, – резюмирует Антон Игоревич. – Рабочие кадры нужны будут всегда. Будем учить и учиться.