Художник, этнограф, исследователь, член Русского географического общества и, наконец, президент Новой Земли… Кажется, о Тыко Вылке уже ничего нового рассказать невозможно. Но приходит февраль, месяц рождения Ильи Константиновича, и вновь мы находим новые необычные страницы из биографии этого неординарного человека.
В 1963 году во время своего пребывания в Архангельске (последнем пристанище «великого самоеда») поэт Евгений Евтушенко написал стихотворение-посвящение, назвав его просто: «Про Тыко Вылку».
Как позднее вспоминал сам поэт, познакомившись с картинами и страницами биографии Тыко Вылки, послушав рассказы земляков и современников этого человека, он поразился его естественной простоте и философской мудрости:
Запрятав хмурую ухмылку,
я расскажу про Тыко Вылку.
Быть может, малость я навру,
но не хочу я с тем считаться,
что стал он темой диссертаций.
Мне это все – не по нутру.
...
Был каждый глаз у Тыко Вылки,
как будто щелка у копилки,
но он копил, как скряга хмур,
не медь потертую влияний,
а блики северных сияний,
а блики рыбьих одеяний
и переливы нерпьих шкур...
Конечно, это не все строки стихотворения. Мы к ним еще будем возвращаться в этом материале.
Удивительный человек странного времени
Мы не раз слышали фразы: «человек – хозяин своей судьбы» и «все в этой жизни предрешено, человек не в силах ничего изменить». Если говорить об Илье Константиновиче Вылке, то его судьба «зависла» где-то посредине.
Он никогда не думал, что ему удастся увидеть и даже жить в большом городе, но оказался в Санкт-Петербурге, он не мог представить, что ему придется жить где-либо, кроме любимой Новой Земли – территории его предков. Только последние отведенные судьбой годы он провел на берегах Северной Двины в Архангельске, где и был похоронен в 1960 году. Но он, простой самоедский парень без какого-либо образования, хотел рисовать. И стал художником, картины которого с необычными, странными и непонятными для многих сюжетами и пейзажами, имели большой успех у представителей российской элиты начала XX века.
Правда, всему этому предшествовал ряд событий и встреч.
1901 год. В становище Ханеца (отца Тыко Вылки) появляется новый человек – художник Александр Борисов. Он уже побывал на Вайгаче, сделал множество зарисовок. Но Северный Ледовитый океан не торопился отпускать яхту «Мечта», на которой он путешествовал. Судно было затерто во льдах, и если бы не смелые ненецкие охотники, Борисов и команда «мечтателей» утонули бы во время осеннего ледового дрейфа.
Неприветливая Новая Земля показалась известному русскому художнику просто страшной. Потому-то и возникли у него ассоциации со «Страной смерти», потому-то и выглядят такими мрачными живописные полотна Борисова, рассказывающие об архипелаге.
В путешествие по Новой Земле Борисов взял с собой молодого Вылку. Почти 400 километров прошли и проехали они на собаках, останавливаясь в самых загадочных и прекрасных местах острова. Художник делал свои зарисовки, Тыко Вылка наблюдал и учился. У него не было кистей и карандашей, он рисовал палочкой на песке или угольком на камне.
Изображал те же пейзажи, что и Борисов, только видел он их иначе. Не было в его схематических рисунках тяжеловесной обреченности. Там, где столичный художник восклицал: «Какой ужас!», Тыко только спокойно улыбался, уверенный, что все самое непонятное и ужасное находится как раз не здесь, на его родине, а там, в далеких каменных городах, откуда и прибыл Борисов.
И Александр решил обучать Тыко Вылку живописи. Учеба длилась всю зиму и весну. В начале лета со своими новоземельскими эскизами и набросками художник покинул остров, уверенный, что в больших городах он обязательно расскажет о талантливом самоедском юноше со странным именем Тыко.
1903 год. На Новую Землю приезжает Степан Писахов. Писатель, автор известных былей и сказок, человек очень разносторонний и самобытный, знаменитый в столичных кругах еще и как талантливый художник, он был сослан на Новую Землю за «неуважительное отношение к власти». Писахов был первым, кто подарил Тыко Вылке краски и карандаши – поистине «царский» подарок.
Он объясняет молодому человеку, что его картины – это то, чем можно жить, на что можно выменивать или покупать вещи и еду. Для Тыко Вылки это стало еще одним открытием. И когда в 1904 году Писахов покинул свою «странную» ссылку, начинающий художник совершил свою первую сделку, выменяв компас и термометр у двух английских путешественников. Его удивлению не было конца, а близкие родственники только посмеялись над «глупостью аглицких гостей», посчитав, что не мужское это дело картинки рисовать да на вещи их выменивать.
Но благодаря полученному компасу, Тыко совершил удивительный поход вокруг Новой Земли, он один самостоятельно прошел более 800 километров и нарисовал карту побережья, открыв два новых острова и 4 морские губы. Самостоятельно наработанные навыки картографа очень пригодились Тыко Вылке.
1909 год. На Новую Землю приезжает Владимир Русанов. Человек, о котором Тыко Вылка позднее скажет известную фразу: «У нас было две головы, но одно сердце». Вместе они обследовали весь архипелаг, изучили острова северного и южного побережья, сделали точное картографическое описание. В результате даже в XXI веке карта Новой Земли, составленная ими, является наиболее правильной и точной. Не случайно же за проделанную работу Тыко Вылке была присуждена золотая медаль «За усердие».
И я восславлю Тыко Вылку!
Пускай он ложку или вилку
держать как надо не умел.
Зато он кисть держал как надо,
зато себя держал как надо!
Вот редкость – гордость он имел.
(Евгений Евтушенко)
Исторических артефактов осталось мало
После выхода на пенсию Тыко Вылка с новой женой и ее дочерью Маргаритой переехал в Архангельск. Сам бы он вообще никуда не уезжал из родных мест, но в начале 50-х годов жителей Новой Земли готовили к насильственному переселению: военные начинали приспосабливать архипелаг под ядерный полигон.
Тыко вызывали в центр и объясняли, что это необходимо в целях государственной безопасности, а он как человек уважаемый должен объяснить «несознательным элементам», что сопротивление бесполезно. Сам же «президент Новой Земли» обязан быть примером для ненцев и первым покинуть остров.
Партия и армия настаивали, и Илья Константинович вынужден был согласиться. Позднее он писал своей приемной дочери Ольге Андреевне Ледковой, что больше всего на свете хочет снова увидеть родину, мечтает побродить по морскому берегу, услышать многоголосье птичьих базаров...
Но этой скромной стариковской мечте так и не суждено было осуществиться: ни он, ни его дети больше никогда не увидели прекрасный и загадочный остров Едэй Я (остров спасения, как называли его древние мореходы), ставший по странному предвидению художника Александра Борисова «Страной смерти».
Вещей, которые сегодня могли бы нам напомнить об этом человеке с удивительной судьбой, не так-то много. Вроде жил он не так давно, но даже в фондах нашего окружного и архангельского областного музеев его вещей практически не осталось. Сегодня 36 картин, написанных Тыко Вылкой, хранятся в музее Борисова в Архангельске и только две – в нашем окружном краеведческом музее. Есть еще одна, третья экспозиция, связанная с жизнью и судьбой «великого самоеда». Это мини-музей на архипелаге Новая Земля. Здесь, кстати, хранятся ложка и вилка, которыми пользовался Вылка на Новой Земле. Вот, пожалуй, и все.
Здесь же, в НАО, сохранились уникальные документы, написанные рукой президента Новой Земли: письмо к приемной дочери Елене Андреевне из Архангельска и личные документы с подписями Вылки. Да, есть еще и подстаканник, отправленный сюда из Архангельска приемной дочерью Ильи Константиновича Маргаритой. Правда, объяснить его происхождение она не смогла. Помнила только, что привезли они его с Новой Земли, и Илья Константинович дорожил им как памятью о каких-то важных событиях.
В 2005 году в сборнике «Арктика» издательства «Северные просторы» я впервые увидела фотографию, под которой была подпись: «Встреча М. Калинина и И. Вылки». Причем никаких комментариев.
Подстаканник от Калинина, или Путешествие в прошлое
Не побоюсь предположить: а не тот ли это подстаканник, который подарил Тыко Вылке председатель президиума Верховного Совета РСФСР Михаил Иванович Калинин. В конце 30-х годов Тыко Вылка был участником одного из съездов Советов, имя его было известно на разных уровнях.
Узнав о том, что среди делегатов есть человек с Новой Земли, Калинин пригласил его к себе для разговора. Они пили чай полтора часа и разговаривали о жизни. Разговор был обо всем: слава богу, не о врагах народа, не о репрессиях, а о самых простых житейских проблемах, в решении которых оба – и Калинин, и Вылка – за время своей «жертвеннической» биографии поднаторели.
Они быстро нашли общий язык за чаем, который Вылка любил и цену ему знал с молодости. Илья Константинович рассказал, как живет Новая Земля, что нового появилось здесь за годы Советской власти, а Калинин – о большом будущем территории, которую возглавляет товарищ Вылка. Я думаю, что в 1936-м каждый из них искренне верил, что будущее это прекрасно, что Новая Земля с ее уникальной природой, богатой морской и речной фауной принесет стране большую пользу.
Кстати, именно с легкой руки Калинина за Тыко Вылкой и закрепилось почетное звание «президент Новой Земли». Расставаясь, Калинин подарил Илье Константиновичу Вылке подстаканник, который ему очень понравился. Надеемся, тот самый, который приемная дочь президента Новой Земли Маргарита Журавлёва передала в наш окружной музей в 1957 году. Конечно, мы не можем утверждать, что именно он стал частью экспозиции нашего окружного музея. Но очень хочется в это верить.
Он боялся умереть на чужбине
Тыко Вылка умер в Архангельске в 1960 году в возрасте 74 лет. Первый раз я была на Вологодском кладбище, где похоронен «великий самоед», в 1986 году. Меня поразила заброшенность его последнего пристанища. Казалось, сюда очень давно никто не приходил. Тыко Вылка и известная печорская сказительница Маремьяна Голубкова похоронены за одной оградкой, потому что, как мне объяснили, денег на две отдельные до сих пор не нашлось.
Второй раз мы были на этой могиле вместе с Ольгой Андреевной Ледковой в 1996 году. Она вспомнила слова отца о том, что больше всего на свете он боялся умереть «на чужбине», не услышав перед смертью родной ненецкой речи. Но как раз так и случилось.
Самой Ольги Андреевны Ледковой не стало в 2000 году в 89-летнем возрасте. За несколько недель до смерти я разговаривала с ней, и она очень сокрушалась, что из дома исчез маленький топорик, принадлежавший Тыко Вылке и доставшийся ему в наследство от отца – Ханеца. До сих пор неизвестно, кому понадобился этот старый топорик, последняя дорогая реликвия, оставшаяся ей в память об отце.
Тыко Вылка вошел в историю нашего округа как неповторимый художник, смелый исследователь Севера, отважный моряк, сказитель и писатель, политический и общественный деятель, но по сути для всех, кто его знал ближе, он оставался просто «сава, нянэй хибяри» – искренним, хорошим, внимательным, бесконечно доверчивым и... очень печальным человеком.