В минувший четверг эксперты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) приступили к детальному расследованию причин катастрофы самолета ТВС-2МС, выполнявшего рейс RA-01460 из Нарьян-Мара в Харуту.
Как рассказал накануне окружным СМИ генеральный директор Нарьян-Марского авиапредприятия Валерий Остапчук, расследование авиационной катастрофы будет проведено в строго обозначенный законодательством срок. На сегодняшний день основной версии случившегося еще нет. По ходу работы комиссии будут исключаться «нежизнеспособные» версии крушения. Эксперты детально изучат погодные условия, техническое состояние воздушного судна и подготовку экипажа.
В состав комиссии, специалисты которой прибыли в НАО во вторник, вошли представители МАК, Межрегионального территориального управления Росавиации, Следственного комитета (СК), ФСБ и МЧС. В Нарьян-Маре специалисты этих ведомств будут работать до 29 декабря. Экспертам предстоит выяснить точные причины катастрофы. Комиссию возглавил заслуженный военный летчик России Виктор Евгеньевич Ежков.
Напомним, что накануне председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин поручил взять на контроль в центральном аппарате ведомства ход проведения расследования причин крушения самолета ТВС-2МС в НАО. В связи с жесткой посадкой Северо-Западным следственным управлением на транспорте СК России было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК России («нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть более чем 2 лиц»).
В ходе первого заседания комиссии, которое состоялось в среду вечером, были назначены руководители летной, административной и технической подкомиссий, каждая из которых будет работать по определенному направлению. Заседание прошло в закрытом режиме.
– Результатом работы комиссии должно стать не определение виновных, а установление причин катастрофы для предотвращения в дальнейшей авиационной практике подобных случаев, – сказал во время общения с журналистами Валерий Остапчук.
Руководитель авиапредприятия подчеркнул, что окончательное подведение итогов работы комиссии и определение причин катастрофы, как показывает практика, может растянуться на период до полугода.
– Такие расследования, как правило, связаны с необходимостью проведения серьезных исследований, – говорит Валерий Евгеньевич. – К работе комиссии будут привлекаться разные специалисты. На первоначальном этапе работы будет выясняться, почему воздушное судно находится на месте падения. Сейчас оно ограждено, освещается и находится под охраной. Для установления причин катастрофы будет рассматриваться каждый обломок на предмет выяснения – либо это разрушение силовых элементов, либо результат столкновения с землей. Все эти аспекты будут исследоваться, и по результатам будет устанавливаться причина.
Валерий Остапчук пояснил, что черные ящики на воздушном судне такого типа отсутствуют, они не предусмотрены. При отсутствии бортовых самописцев одним из методов установления причин катастрофы станет изучение записей радиообмена на диктофонах диспетчеров и видеозапись с места происшествия, на которой зафиксирован взлет и падение самолета
– Все аудиозаписи радиообмена с диспетчерами и видеозаписи момента крушения, зафиксированные камерами наружного наблюдения аэропорта, будут предоставлены в распоряжение комиссии по расследованию причин катастрофы, – сказал Остапчук.
Отвечая на вопрос СМИ, застраховано ли было воздушное судно, потерпевшее крушение, Остапчук пояснил:
– Машина была застрахована по договору КАСКО. Страховая компания возместит положенную сумму в соответствии с законодательством.
Напомним, что на борту ТВС-2МС находились 11 пассажиров и 2 члена экипажа. В результате крушения погибли 3 человека. Все пострадавшие находятся в медучреждениях Архангельска и Нарьян-Мара. Валерий Остапчук рассказал, что в авиаотряде с тревогой следят за состоянием всех, кто попал в беду, в том числе своих двух коллег.
– Мы держим постоянную связь с докторами. Второй пилот Денис Гончаренко отправлен спецрейсом в Архангельск. Его состояние более стабильное. Сейчас он проходит дополнительное обследование в Архангельской областной клинической больнице. А командир экипажа Сергей Кузьмин – в тяжелом состоянии, пока проходит лечение в окружной больнице, – рассказал Остапчук. И добавил:
– Желаю всем пострадавшим скорейшего выздоровления. Выражаю глубокие соболезнования родным и близким погибших. К сожалению, это надо пережить.
…Ночью с четверга на пятницу двоих пострадавших в авиакатастрофе отправили в Москву, в НИИ скорой помощи им. Склифосовского. Решение о транспортировке (в том числе и Сергея Кузьмина) принимала прибывшая из столицы бригада медиков, на месте убедившись, что пациенты в состоянии перенести перелет.
А вечером принималось решение об отправке в Архангельскую клиническую больницу еще одного пострадавшего, где уже проходят дальнейшее лечение семь наших земляков.