«Север-FM» – единственная в округе радиостанция с собственным круглосуточным вещанием.
В преддверии праздника корреспондент окружной газеты посетил радиостанцию «Север–FM».
Удалось не только узнать, как организована работа и формируется контент для эфира, но и испытать себя в этой сфере.
Восемь лет в эфире
Сейчас уже сложно поверить, но существует радиостанция сравнительно недавно. Впервые в эфир на частоте 103.5 FM она вышла ещё до официального открытия, которое состоялось 1 апреля 2017 года.
– Немного раньше мы всё начали обкатывать, пробовать, помню, очень быстро сделали, – рассказывает звукорежиссёр ТРК «Север» Борис Зозуля. – С работы сутками не уходили, по ночам не спали, но вышли в эфир. Я собирал музыкальную базу, мы её в тестовом режиме просто запустили, и все заговорили: «В городе что-то новое появилось, интересно!». Там просто играла музыка – и ничего больше, но людям хотелось слышать что-то своё, что-то местное. Потом мы начали потихоньку внедрять новости, рекламу. И как раз к 1 апреля у нас уже был более-менее сформированный плейлист. Мы предлагаем уникальное вещание, которое отличается от других радиостанций. У нас нет ретрансляции из Москвы, мы создаём собственный контент, что позволяет быть ближе к слушателям и предлагать им то, что они хотят. Мы стремимся к разнообразию и качеству наших уникальных на радиорынке программ.
Сегодня в коллективе ТРК «Север» над радиовыпусками трудится всего четыре человека, говорит шеф-редактор Иван Никонов. Кстати, именно его голос вы чаще всего слышите, когда звучат прямые эфиры.
– Здесь сложность возникает даже у людей, которые раньше работали с публикой, но визуально. А на радио надо настроиться, что ты не будешь видеть людей, их реакцию, – отмечает Иван. – Вот ты пошутил в прямом эфире – и не знаешь, кто-то из слушателей посмеялся над шуткой или нет. Например, наши радиослушатели едут в машине, когда идёт прямой эфир, – и они должны слышать твою улыбку. То есть ведущий радио должен создать эффект присутствия, находиться вместе со своими слушателями.
Эффект присутствия радиостанция обеспечивает жителям округа несколько раз в день, с разными временными интервалами. В эфир выходят не только новости, но и программы о здоровом образе жизни, для автомобилистов, гороскопы… Важно, чтобы все выпуски были свежими и оригинальными, хотя иногда допускаются повторы.
– Конечно, если получилась интересная передача, мне самому жаль выпустить её лишь один раз, – признаётся Иван Никонов. – Поэтому лучшие выпуски могут повторяться через несколько часов. Это позволяет поддерживать интерес слушателей и обеспечивать разнообразие контента.
Коротко и ясно
Каждый день наполнять эфир свежими выпусками – серьёзная работа. Если для телеэфира надо сделать двадцать минут новостей в день, то на радио требования выше: больше часа эфирного времени.
Причём у новостей, которые люди будут воспринимать на слух, а не читать в газете или смотреть по телевизору, должен быть свой формат, где краткость – не просто сестра таланта, а признак профессионального мастерства.
– Потому что по телевидению можно картинку передать, людей снять, выдать их историю на 10–20 минут, – рассказывает Иван. – У нас на радио это слушаться не будет: надо коротко и ясно передать любую информацию, наш максимум – три-пять минут, иначе слушателю надоест одна и та же тема и он переключится.
В эти же несколько минут входят музыкальные отбивки, джинглы, которые здесь называют «одеждой» программы, так что на сюжет остаётся ещё меньше времени. Ещё строже требования к новостям.
– Любую новость надо сжимать максимум до одной минуты, – говорят радийщики. – Но и передать информацию надо так, чтобы было понятно о чём речь, и люди потом поменьше звонили: какие выплаты нам полагаются? Когда и кому пенсии повысят? Пожилые граждане частенько требуют уточнений по этому поводу.
Ничего личного: только качество и соблюдение авторских прав
Мы беседуем в небольшой уютной студии, откуда транслируют прямые эфиры. Помещение кажется небольшим, но, оказалось, ребятам удавалось проводить в прямом эфире даже концерты живой музыки с участием местных исполнителей.
За подборку всероссийских и мировых хитов, которые вы слышите из своих радиоприёмников, отвечает Борис Зозуля. Он отслеживает топ-чарты радиостанций по всей России, чтобы выбирать актуальные композиции. В эфире звучит как русская, так и зарубежная популярная музыка. Важно, чтобы все музыкальные композиции были легальными и не нарушали авторские права. Слушатели могут запрашивать определённые песни, но радиостанция придерживается своего формата и стиля.
Я спрашиваю, насколько личные музыкальные предпочтения Бориса влияют на сформированный плейлист.
– Важно, чтобы музыка нравилась слушателям, а не только команде, – говорит он. – Качество музыки и текстов является основным критерием для выбора композиций. Кроме того, у нас не более двух мужских вокалов или двух женских подряд. Учитывается само настроение песни, если она медленная, то дальше весёлая должна пойти. Но самый главный критерий – это любовь публики. Если людям это нравится, то это звучит, а трек, который не заходит радиослушателю, не будет играть.
Чтобы песни не повторялись слишком часто и не утомляли слушателей, Борис использует даже математические правила для формирования плейлистов. Это позволяет поддерживать баланс между различными жанрами и исполнителями.
– На каждую из трёх тысяч песен нашего каталога заводится карточка с информацией: название, категория, исполнитель, владелец, альбом, атрибуты, даже настроение. Ещё – если песня летняя, мы отмечаем в карточке промежуток, когда она будет звучать: июнь–август. Потом она уйдёт в «замороженные» – и будет лежать до следующего лета.
Гороскоп читаем загадочно, а новости – роботоподобно
Есть такие профессии: пока не попробуешь – не узнаешь, как они тебе даются. Это в полной мере относится и к работе радиоведущего. Вначале мы пробуем общаться в прямом эфире не выходя из студии.
Инженер ТРК «Север» Владимир Дитятев помогает мне расслышать себя в больших мягких наушниках. Для этого надо отрегулировать уровень звука и говорить прямо в микрофон. Ведёт эфир Иван, поэтому никаких сложностей у меня, играющей роль гостя, не возникает. Опытный ведущий ловко направляет нить разговора, чтобы он вышел живым и интересным для наших воображаемых слушателей. Плодотворно пообщавшись, мы переходим в другое помещение, где готовит новости звукорежиссёр Виктор Талеев.
Рядом с его рабочим местом на высокой стойке – микрофон и пара листков с текстами. Как мне объясняют, подход к их чтению вслух должен значительно отличаться.
Первым я читаю гороскоп. Мне советовали постараться быть позагадочнее. Вложив в голос всю присущую мне таинственность, я читаю, что ждёт в этот день Тельцов, Дев и прочих персонажей зодиакального круга. Несколько раз на долю секунду спотыкаюсь на ударениях. Вот ведь знаю как правильно, а всё равно сомневаюсь. Но по этому поводу Виктор ничего не говорит. Зато, когда я читаю второй лист, уже с региональными новостями, он строго оборачивается:
– Что это за излишняя игривость в голосе? Новости должны звучать строже… Как тебе объяснить? Немного… роботоподобнее.
Запомнив этот забавный профессиональный термин, пытаюсь соответствовать. В информации про заготовку оленины звучит вся имеющаяся в моём голосоречевом аппарате сталь. Но Виктору так просто не угодишь. Опять ударения! Да, как заядлый читатель и многолетний текстовик, я привыкла воспринимать текст глазами и с ударениями часто не в ладах.
– Слово «оленина» происходит не от слова «Нина», а от слова «олень», – подсказывает мой строгий куратор.
С третьей попытки олень органично сливается с металлом в голосе, и на память мне скидывают кусочек записанных мною впервые в жизни новостей.
Напоследок, как водится, спрашиваю о планах и перспективах, а заодно и о том, будут ли как-то праздновать 13 февраля. Оказалось, о Всемирном дне радио мои собеседники и сами не знали, а вот планы на наступивший год имеются.
Не раскрывая пока подробностей, Иван говорит, что радиостанция готовится к 80-летию Победы, запуская новые проекты, связанные с этой темой.
– В прошлом году были реализованы проекты «Письма Победы» и «Песни Победы», – рассказывает он. – Команда активно ищет интересные истории ветеранов, чтобы представить их в эфире. Однако формат радио требует краткости, поэтому истории должны быть сжатыми и понятными. Это создаёт определённые сложности, но команда справляется с задачей.
Также в сетке вещания будут уже полюбившиеся слушателям прямые эфиры, разнообразные программы, а ещё – новые розыгрыши.
– Они довольно часто проходят у нас в прямом эфире, – говорит шеф-редактор радиостанции. – Детские новогодние розыгрыши у нас были, очень много подарков выиграли наши слушатели. Думаю, будут розыгрыши к 23 февраля, к 8 марта, так что слушайте нас и – оставайтесь на «Севере»!