Вы здесь

Командир четвёртой эскадрильи

Лидия Куркина – командир ветеранской эскадрильи, 2011 год / Фото предоставлено автором

Мини-энциклопедия «НВ»

В год 95-летия Ненецкого автономного округа коллектив газеты «Няръяна вындер» продолжает вместе с читателями составлять мини-энциклопедию под общим названием «Ненецкий округ от А до Я».

Старт проекту о людях, внёсших вклад в развитие региона, о важнейших событиях, организациях и многом другом, что уже вошло в историю или станет её страницей, мы дали в год 90-летия НАО и газеты. Проект все эти годы успешно реализуется.

Итак, люди, события, факты…

Присоединяйтесь!

 

Мир держится на бессребрениках и энтузиастах – эту истину доказала своей каждодневной активной деятельностью Лидия Васильевна Куркина

Многие годы она, человек с беспокойной душой, бессменно руководила работой совета ветеранов Нарьян-Марского объединённого авиаотряда. 9 февраля 2024 года Лидия Васильевна покинула нас.

Отца своего она почти не помнила. В памяти остались только его стоны – после тяжёлого ранения, полученного на финской войне, и длительного лечения в госпитале его выписали умирать домой.

 

Голодное детство

Уроженка вятской земли, она образно говорила: мы вяцкие – люди хвацкие. К 1943 году страшный голод в этих нечерноземных, неплодородных областях погнал народ на Крайний Север – там обещали досыта кормить рыбой.

Мать понимала, что живыми ей восемь детей не довезти и оставила трёх самых маленьких, в их числе пятилетнюю Лиду, на вокзале. Плачущих малышей отправили в детский дом. Там Лидия жила до четырнадцати лет – в голоде и холоде, на подножных кормах. Весной собирали на полях мёрзлую картошку, в лесу – грибы, а сыроежки съедали сразу – так хотелось кушать.

В детдоме варили вкусные супы из крапивы и щавеля, лакомством у ребятишек считались сладкие верхушки хвощей. На всём этом разнотравье и хлебе из мякины к 14 годам Лида вытянулась в «коломенскую версту». Именно тогда её и нашла мать, осевшая со старшими детьми в рыбацком селении Носовая. Так Лидия Васильевна оказалась в Ненецком национальном округе. Как оказалось – навсегда.

 

Авиация

После окончания школы и техникума она несколько лет работала в торговле, но душа хотела общения с людьми, поэтому, когда пригласили работать в авиа­отряд, она согласилась.

С 1963 года её биография неразрывно связана с ненецкими авиаторами. Первые годы она трудилась кассиром в билетных кассах.

Небольшой, но красивый очерк о ней сочинил тогда талантливый журналист Николай Контиевский: «В Нарьян-Маре ещё порошит снежок. Встанешь утром – белеют тротуары. Даже не верится, что где-то на Чёрном море люди загорают, купаются, а на улицах в южных курортных городах прохожие бегут с солнцепёка в тень. Пришла пора летних отпусков. У многих северян сейчас чемоданное настроение. И не удивительно, что в городском агентстве Аэрофлота билеты продают на десять дней вперёд. Кассир Лидия Куркина пишет в билетах название курортных мест: Геленджик, Ялта, Сочи….

– Счастливо отдохнуть! – желает она прощанье.

Полные самолёты взлетают с нарьян-марского аэродрома. В мае авиаторы перевезли 3 926 пассажиров – почти на 200 человек сверх плана».

 

Энергичная девушка

Ещё одно дело, которому Куркина посвящала все свободное время, – самодеятельность. Благодаря её усилиям в авиаотряде появились хор, вокальная группа, танцевальный коллектив.

Создали даже хороший оркестр – саксофоны, кларнет, ударники – и устраивали танцевальные вечера в Доме культуры. Играли даже модный рок-н-ролл – сразу вспоминается «Кавказская пленница» и урок Моргунова: «Берём один окурок…».

Энергичную и боевитую девушку взял на заметку командир отряда Георгий Николаевич Шкода, который неожиданно предложил ей в 1968 году возглавить отдел ПАНХ (применение авиации в народном хозяйстве).

В те годы ситуация с использованием вертолётов складывалась так – летом их использовали на полную катушку, а зимой они простаивали и летали только на санзадания и поисково-спасательные операции.

Требовалось загрузить вертолётчиков, и Лидия Васильевна с присущей ей энергией включилась в это новое дело. Вскоре нашёлся и первый заказчик – Мезенская поисковая экспедиция. А дальше дело закрутилось – только успевай, записывай: геологи, сейсмики, геофизики, учёные, геоботаники, охотники за волками, воркутинцы, ухтинцы, печорцы, мурманчане. Всем и срочно требовались нарьян-марские
вертолёты.

Позже она с ностальгией вспоминала те далёкие времена:

– Работы было море! Детей моих воспитывали соседи. Работала я с семи утра и до семи вечера каждый день, часто прихватывая и субботы…

 

Совет ветеранов

Годы, наполненные созидательным трудом, пролетели как один миг.

В 1988 году Лидия Васильевна вышла на заслуженный отдых. Но нянчиться с внуками и сидеть на лавочке возле дома ей показалось скучновато – душа требовала работы с людьми.

В 1999 году Куркина создала совет ветеранов Нарьян-Марского объединённого авиаотряда. В первый состав вошли Валерий Николаевич Поздеев (заместитель), Николай Васильевич Полубояров (работа с лётным составом), Мара Николаевна Матвейчук (жилищно-бытовой сектор), Юрий Павлович Широкий (спортивный сектор), Агафья Перфильевна Кислякова.

Первым делом провели учёт ветеранского контингента – на тот период выявили 148 человек. Помещения сначала не было – собирались где придётся. А в 2001 году отряд выделил ветеранам для встреч помещение в общежитии.

Поначалу ходили по спонсорам – и редко, кто отказывал тогда, давали и продуктами (кооператив «Буран»), помогали и небольшими денежными суммами. В 2001-2002 годах очень хорошо поддержал Союз нефтяников и геологов во главе с молодым и деятельным Игорем Кошиным.

Все эти годы жизнь Лидии Васильевны была обильно заполнена событиями – к ней шли за советом, кто-то расписывается за материальную помощь, выделенную авиапредприятием (отчётность поставлена строго), иные ветераны авиаотряда просто забегали «на огонёк».

Не зря Иван Васильевич Казаков назвал когда-то её командиром четвёртой ветеранской эскадрильи. С особой теплотой Лидия Васильевна вспоминала первого генерального Валерия Афанасьева. Когда в начале 2000-х авиа­отряд встал на ноги, он откликался на все просьбы. Выделить автобус для поездки в лес (грибы, ягоды, веники) – всегда пожалуйста, чествовать юбиляров – поможем материально, провести вечер отдыха – кафе авиа­отряда к вашим услугам.

 

Ветераны не забыты

В 2001 году провели первую встречу ветеранов лётно-подъёмного состава с командованием авиаотряда – многие ушли на пенсию или были сокращены в недавние кризисные годы.

После этого более 20 пенсионеров снова трудоустроились на родное предприятие. Авиатехнику Рудакову, длительное время находившемуся на инвалидности, требовалась машина с ручным управлением, и отряд выделил солидную материальную помощь для её покупки.

Бывшему водителю Клокотову надо было помочь с ремонтом частного дома – и здесь Валерий Павлович откликнулся. Неоднократно выделял он средства для ремонта квартир одиноких ветеранов отряда. Не забывали ветеранов, невзирая на многочисленные проблемы, и Валерий Остапчук, а потом и Яков Меньшаков.

За полтора десятилетия сложились крепкие традиции: 18 августа обязательный выезд на природу – со сбором грибов-ягод, с костром, чаепитием, а иногда и чего покрепче.

Регулярно посещали лежачих больных на дому, дружно ходили на экскурсии по городу, в музей, в выставочный зал. Не забывали и об ушедших в мир иной – в июне, на Троицу, прибирали могилы одиноких работников авиапредприятия, возлагали цветы.

При содействии председателя профсоюза лётного отряда Алексея Николаевича Вокуева установили могильный памятник командиру Ан-2 Николаю Константиновичу Копылову.

Гордилась Лидия Васильевна тем, что увековечена в названиях городских улиц память о выдающихся пилотах Виталии Сущинском и Валерии Поздееве, тем, что старейший ветеран авиапредприятия Геннадий Ануфриев отмечен званием почётного гражданина города Нарьян-Мара. И никогда ничего не просила для себя – такой уж она была.

Давно сменился первый состав совета ветеранов, на посту оставался лишь командир ветеранской эскадрильи. У неё много новых помощников – заместителем трудится в недавнем прошлом пилот-инструктор Сергей Крымов, рядом – бывший командир вертолёта Юрий Бойко, бывший инженер АТБ Сергей Карманов, бывший техник лётного отряда Татьяна Шошина, бывший авиамеханик Владимир Михайлович Дуркин.

 

Не забывайте

Наверное, ей не очень легко было в свои немалые годы тащить огромный воз общественных поручений, но помогала та крепкая закваска, полученная в годы войны, поддерживало ощущение нужности людям, сопричастности к важным делам.

Лидия Васильевна промыслительно ушла и из жизни в День гражданской авиа­ции, словно бы последний наказ дала: не забывайте.

Надеемся, в нашем авиаотряде найдут возможность увековечить память командира четвёртой ветеранской эскадрильи.

 

Юрий Канев,

член РОО «Общество краеведов»