Серые занавесочки мерно колышутся над тронутыми морозцем окошками микроавтобуса. Воскресным зимним днем члены литературного объединения «Заполярье» отправились в поселок Красное.
Надо сказать, Красное не страдает от культурного голода. Вот и накануне нашего приезда на сцене поселкового Дома культуры на улице Пролетарской прошел концерт ансамбля «Ложкари» из села Тельвиска. Вечер субботы – исконно банное время, поэтому аншлага не было, вздыхают встречающие нас организаторы.
Мы на полный зал тоже особо не надеемся: литература – искусство отнюдь не массовое. Да и сценарий наш – не яркое шоу-представление, а тихий дружеский разговор с теми немногими, что говорят с нами на одном языке.
Открываю литературную встречу песней. Люди сидят далековато – что за стремление у российского зрителя усесться всегда на последний ряд, не высовываться? Из-за этого выступать труднее. Не видно выражения лиц, трудно рассмотреть, что трогает пришедших, а что проходит мимо глаз.
На сцену приглашаю прозаика Николая Миловского. Он приехал не один, следом за ним важно поднимается маленький сын Лёня. На него примерили детскую малицу с колокольчиком, он так и ходит по сцене, тихо позвякивая в такт выступлению отца.
Подборки стихов для односельчан подготовили и члены ЛитО «Заполярье» из Красного: Лидия Сядейская, Галина Тайбарей и Екатерина Тайбарей. Последняя – руководитель фольклорной группы «Няней Се», и песни пишет, в основном, для репертуара этого ансамбля.
В зале довольно холодно, поэтому ритмичные песни в сопровождении настоящего бубна оказываются как нельзя кстати. Зрители хлопают в такт и веселеют на глазах.
В приподнятом настроении красновцы встречают молодого автора Сергея Митькина. Он исполняет лирико-ироничные песни под гитару и уступает место философии рифм Александра Салова.
Автор множества стихотворных произведений, Александр читает лишь отрывки, за полной версией отсылая желающих на литературный интернет-портал Proza.ru, где заполярные литераторы успешно публикуются уже несколько лет.
Без объединяющего звена поэты и прозаики округа, возможно, давно бы рассыпались в безвестности и непонимании, словно красивые одинокие бусины. Таким связующим звеном в ЛитО «Заполярье» много лет служит заведующая отделом литературного творчества окружного этнокультурного центра Любовь Царькова.
Подводя итоги минувшего, юбилейного для ЛитО, года, она в своем выступлении отмечает, что восьмерых членов «Заполярья» приняли в Российский союз писателей, что доказывает достойный уровень северных поэтов и прозаиков.
В финале мероприятия все вместе смотрим презентацию фильма о литературном объединении, который в Год литературы будет снят телерадиокомпанией «Север».
Неблизкий путь домой – прекрасный повод прокрутить в памяти все увиденное, чтобы впечатления от встречи с новыми людьми и местами принесли вдохновение. Оно выльется когда-нибудь на чистый лист бумаги и, возможно, станет легкокрылой песней о творчестве и дороге в искусстве, которая, как известно, у каждого – своя.
Светлана Коныгина родилась в Донецкой области. Окончила школу в п. Искателей Ненецкого округа. В 2002 году получила дип-лом Международного славянского института (г. Москва). Работает юристом в Нарьян-Маре. В 2014 году принята в российский союз писателей.
Светлана Коныгина – ученица классика ненецкой литературы Алексея Пичкова. Автор книги стихов «Я душой разрываю мрак синеющей ночи» (2001). Публикуется в альманахе «Заполярье», журнале «Аврора». Активный член ЛитО «Заполярье».
«Поэзия у Светланы Коныгиной и созерцательная, и минорная, и наполненная эмоциональным мажором, – считает Любовь Царькова. – А ответственное отношение к своему творчеству, постоянная работа над словом молодого поэта – залог будущих значительных достижений».
Светлана Коныгина
Счастливый сон
Шелест листьев, бесконечность,
Солнца луч, дорога в вечность,
Лунный свет, прохлада ночи,
Ветер лишь в листве хлопочет.
Снится мне круг желтый солнца,
Скромный домик в три оконца,
Тихий вечер, шлейф тумана…
Джесси, я, сестра и мама.
2.07.2004 г.
***
Раскинул крылья красные закат,
Чуть ветром перья облаков
взъерошены,
И радиально в высоту летят
Янтарные бесплотные горошины.
Сползая, свет становится другим –
Оранжевым, тускнеющим,
прозрачным,
Не помогает золотистый дым –
И все довольно быстро станет
мрачным.
Зефирные синеют облака,
Им шепчет ветер колыбельной
строчки,
Ослабла солнца властная рука –
Лучи уходят спать поодиночке...
Уходят быстро в тишину ночей,
Натягиваясь, как от острой боли,
Как будто разом тысячи мечей
Сознание вселенной пропороли.
И натянувшись, кажется, звенят...
Пронзая тени зданий толстокожих,
Притягивая изумленный взгляд
Сраженных красотой небес прохожих.
29.07.2010 г.
В старых храмах
протекают крыши
В старых храмах протекают крыши,
Подбоченившись, тускнеют купола,
Но лишь в них я очень четко слышу
Всех молитв отчаянных слова.
Огоньками стройных желтых свечек,
Что трепещут перед образами,
Люди устремляют просьбы
в вечность
С широко открытыми глазами.
Без купюр, наедине с собою,
В ножнах меч и поднято забрало,
Пьет душа спокойствие запоем;
Она давно уже не отдыхала…
Лучи косые солнечного света
Сквозь окошки узкие струятся,
И кажется – плохого больше нету,
В лучах пылинки медленно кружатся.
Колокола нежнейшим перезвоном
Дают надежду на услышанье мольбы!
Тем более, глаза на всех иконах
Полны сочувствия, внимательны,
добры.
Сгорают свечи, чуть стреляя
фитильками,
И плавясь, воск дает волшебный
аромат,
Иконы смотрят мудрыми глазами,
Жаль только – ничего не говорят!
Смиренно жду поддержки и опоры
Молю о помощи, защите и спасении,
Прошу меня простить за все укоры,
И дать побольше силы и терпенья!
Смотрю под купол, глаз не опуская, –
Дождь сверху капает остывшею
слезою...
Да, в старых храмах крыши
протекают
И с электричеством бывают перебои.
На стенах краска, что видала виды,
И паутина белой бородой,
Железом старым купола оббиты
И служит батюшка совсем
не молодой…
В старых храмах протекают крыши,
И убранство самое простое,
Но в них я Бога чувствую и слышу,
И быть могу честна сама с собою.
03.2013 г.