Вы здесь

Ниточки жизненной тянется клубок

Лоскутное шитьё – хобби Галины Михайловны Хабаровой / Фото автора

Северяночка Галина Михайловна Хабарова ни дня не проводит без нитки с иголкой.

Она с теплотой вспоминает работу в Доме быта: проработала мастером верхней мужской одежды более 40 лет. Мастерицы шили пиджаки, пальто и даже шубы.

– Я с машинкой-то своей разговариваю: почистить тебя скоро надо, смазать, – смеётся Галина Михайловна Хабарова, поглаживая старенькую металлическую труженицу.

Сколько на ней сшито! А ведь в своё время хотели списать. Тогда рукодельница и приобрела её уценённую. Механик швейных машин Павел Иванович – коллега из службы быта – отремонтировал. До сих пор работает. Шумит, правда, громче пылесоса.

На столе разложены пёстрые кусочки ткани, Галина Михайловна шьёт новое лоскутное одеяло:

– Это моё хобби, называется пэчворк. Давно как-то начала заниматься, мне нравится. Для меня важно шить вещь, а не какие-то поделки. Женя, старший внук, женился, я ему подарила одеяло. Пока шила, возьми да посчитай, сколько лоскутов. На свадьбе меня парнишка из его компании спрашивает: «Сколько же тут кусочков?» А я сходу и ответила: «876»!

 

Всегда будешь с работой

 

Будущую профессию наша герои­ня получила ещё в школе. Тогда ребятам предлагали окончить 11 классов с производственным обучением. На выбор разные специальности: радисты, шофёры, воспитатели, медсёстры... Юная Галя решила, что будет шить:

– Мама и бабушка шили, умели работать с мехом. Но примером для меня была родная тётушка Аня, она работала закройщицей в службе быта. У нас разница всего 10 лет, как подружки с ней были. Я на неё равнялась.

Школу окончила швеёй треть­его разряда. О выборе места работы и не раздумывала. Дом быта был очень востребован: здесь располагался и сапожный цех, шили и шапки, и пальто, и платья... Галю определили в отдел мужской верхней одежды.

– Мужскую одежду было шить сложнее, чем женскую. Это сейчас облегчённые материалы, а раньше столько нужно было сделать: лоскуты правильно расположить, бортовку сострочить. Работы было очень много! Бывало, по 70 пиджаков шили. Помню такой период, когда в магазинах полки пустые были, но ткань можно было достать. Во-о-от такие стопки на работе лежали, что к какому числу сшить, – поднимает руки Галина Михайловна.

 

В награду – дружный коллектив

 

Коллектив – главное богатство службы быта. Бригадиром в отделе верхней мужской одежды была Людмила Григорьевна Шалонина, директором Дома быта – Ирина Ивановна Усачёва.

– Ирина Ивановна была замечательная, очень справедливая женщина. Потом директором стала Валентина Кузьминична Кострушина. Коллектив был дружный, сплочённый. На какой-то Новый год устроили костюмированный вечер. Кто во что нарядился! Какой у меня был костюм уже не вспомню, а вот подружка Люда сшила себе юбку как у цыганки, браслеты нацепила. Красота! Так весело было, – делится рассказчица.

Добавляли азарта в труде межбригадные соревнования. Каждый старался сделать работу на отлично, чтобы помочь своей команде:

– Мы так старались, что вышли в таких соревнованиях на первое место, обойдя по показателям даже плательный цех. Наш труд оценили, нам и брючной бригаде дали путёвку в Ригу на 10 дней. Тогда это был Советский Союз, но для нас – как заграница! Такая там была благодать.

 

А нарядов-то хочется

 

Швея в семье – главная помощница. Кому молнию заменить, кому брючки подшить. Галина Михайловна всегда шла навстречу близким, после смены в Доме быта принималась за шитьё дома:

– Что могли – перешивали, что-то из новой ткани шили. Столько выкроек я сделала! И сама молодая, хочется красиво одеться. Платья себе шили: какие-то ситцевые, какие-то из ткани побогаче. Мастера всегда были хорошо одеты, даже когда ничего в магазинах не было.

Наряжали как могли и детей, и племянников.

– Когда Света, старшая дочь, родилась, я ей много распашонок нашила. Заранее купила ткань, девочки-плательницы помогли сделать выкройки. Когда дочь уже выросла, учиться поехала, все её спрашивали: «Откуда у тебя такая одежда?». А она в ответ: «У меня мама швея». Я ей к первому курсу и костюм, и второй, и блузки, и пальто сшила, чтобы было в чём ходить на учёбу, – вспоминает моя собеседница.

В одно время появилась мода на песцовые шубы. За заказами обращались в Дом быта.

– Не каждый хотел шубы шить. Их делали не из тоненькой шкурки, а из хвостиков: шкура толстенная, шить тяжело. А мне важно было заработать, детей поднимала одна. Шубы три-четыре из хвостиков голубого песца сшила точно! Подруга Люда помогала кроить, подбирать мех по цвету, – говорит Галина Михайловна.

Она и сейчас охотно принимается за любую работу. Сложно – для неё лишь вопрос времени. Пальчики-то всё помнят:

– Секрета никакого нет, главное – шить с желанием. Я богатый человек: у меня двое детей, семь внуков, двое правнуков. А шитьё – моё ремесло, которым я могу порадовать их.