Вы здесь

Памяти вечный огонь

На днях завершилась экспедиция наших земляков, проехавших на снегоходах по маршруту воинов оленно-транспортных батальонов. 17 февраля участники экспедиции выехали из Нарьян-Мара, добрались до поселка Рикасиха под Архангельском и 8 марта вернулись обратно.

Тысячи тундровиков из Малоземелья, Канино-Тиманья, Большеземельской тундры в конце 1941 – начале 1942 года прошли со своими оленями до этого населенного пункта, откуда по железной дороге были отправлены на Карельский фронт. Рикасиха стала для оленеводов и охотников Ненецкого округа своеобразным рубежом между мирной жизнью, которую они оставили позади вместе со своими родными и близкими, родителями, женами и детьми, и войной, которая была уже совсем рядом, и откуда многим уже не суждено было вернуться.

По словам одного из организаторов экспедиции, руководителя туристско-краеведческого клуба «Истоки» Андрея Николаева, выросшего, как оказалось, в Рикасихе, пробег на снегоходах был приурочен сразу к двум важным датам: 85-летию Ненецкого автономного округа и 70-й годовщине освобождения советского Заполярья. Его участники прошли по дорогам своих предков практически по всей западной части округа и восточным районам Архангельской области, где в каждом селе и поселке их встречали хлебом-солью. Неотъемлемая часть пробега – посещение обелисков воинам, погибшим в годы Великой Отечественной.

В Рикасихе встречать нарьянмарский эшелон из «Ямах» вышли практически всей деревней. Знамя с надписью «Дорогой оленной армии», марш «Прощание славянки», звучавший из репродукторов, говорили сами за себя. Митинг рядом с памятником воинам-фронтовикам собрал и совсем юных сельчан, и тех, кто был готов поделиться собственными воспоминаниями и рассказами своих близких. Вот что рассказала на митинге учитель местной школы Ольга Латухина:

– Через нашу деревню прошли тысячи оленей, чтобы уже здесь под руководством Приморского райвоенкомата совместно с 295-м запасным лыжным полком сформировать олене-лыжные батальоны и отправить их на Карельский фронт, на защиту советского Заполярья. Олени паслись вдоль тракта, где теперь проходит шоссе Архангельск – Северодвинск. Чумы стояли на нашем болоте. До сих пор известны места, где стояли ополченцы из Ненецкого округа.

– Мой отец был участником первого оленного эшелона, который шел с ненецкой земли защищать наше Отечество, – рассказывает Владимир Елисеевич Шубин, член землячества «Тосавэй». – Изначально отец не владел мастерством управления оленьей упряжкой. Однако уже в первом письме, присланном из Мезени, он пишет «меня быстро всему обучили, за короткий срок я стал настоящим каюром». Также выяснилось, что он и другие призывники, шедшие на фронт из Нарьян-Мара, спят в чумах по тридцать человек. Им было невыносимо тесно. Когда его забрали на войну, мне было всего два года, а моему брату – три. Все, что я сейчас рассказываю, стало мне известно из воспоминаний моей мамы. Отец ушел на войну в 1941-м, и больше мы его ни разу не видели. Он погиб на Карельском фронте.

В ответном слове Андрея Николаева, Алексея Бажукова и ученика школы-интерната имени Пырерки Романа Вылки прозвучало:

– У нас за плечами ровно тысяча километров. Было очень тяжело. Ехали пять дней на снегоходах. Сложно представить, как ненцы в первые военные годы шли этим путем на оленях. Мы взяли с собой все необходимые припасы – им же приходилось полностью обеспечивать себя и оленей в течение месяца.

Фото Евгения Креханова