Нарьян-Мар отметил 80-летие. За годы с момента образования облик Красного города кардинально изменился. Вместо деревянных домов на улицах выросли бетонные многоэтажки, деревянные тротуары и мостовые сменились асфальтированными дорогами. Город в заполярной тундре стал ярким, красивым и современным. Время летит незаметно, меняются и город, и горожане. Мы решили представить, каким Нарьян-Мар будет через 20 лет, в год векового юбилея.
Вячеслав Корепанов, председатель окружного Совета ветеранов войны и труда:
– Хотелось бы, чтобы улицу Смидовича восстановили в том историческом виде, какой она была, какой ее помнит наше поколение. Хочу, чтобы сохранились исторические памятники и старые здания. Чтобы к вековому юбилею Нарьян-Мара в городе не осталось неблагоустроенного жилья, а люди чувствовали, что о них заботятся. Конечно, я вижу, что появится красивая набережная – лицо любого города, стоящего на реке, и зеленый парк для прогулок. Но главное, чтобы люди заботились сами о своих дворовых территориях, а не ждали, что придет дворник и все приберет.
Ольга Старостина, председатель городского Совета:
– К 100-летию в Нарьян-Маре не должно остаться ни одного барака – люди будут жить в комфортном, благоустроенном жилье. Моя большая мечта, чтобы в нашем городе появился большой светлый Дом детского творчества, ведь у нас очень энергичная и талантливая детвора. К этому времени история города наполнится новыми событиями и знаменательными датами. Может, из молодого поколения вырастут великие ученые, изобретатели, знаменитости, которые прославят Нарьян-Мар.
Есть еще одно желание: мы обязательно должны сохранить исторический облик Нарьян-Мара с деревянными домами и тротуарами, для чего должен обязательно появиться историко-архитектурный комплекс. Возможно, где-нибудь в районе Совхоза. И для жителей заполярного края это будет интересно, и для гостей.
Тимофей Солуянов, депутат Заполярного района:
– Наш город с каждым годом растет и развивается, и это очень хорошо. Кто-то видит Нарьян-Мар в будущем мегаполисом, а кто-то – по-прежнему небольшим городком, а мне бы хотелось, чтобы он оставался тем местом, куда приятно возвращаться: чистым, ухоженным и солнечным. Главное, чтобы в Нарьян-Маре и во всем округе появилось как можно больше производственных предприятий. Возможно, возродились бы лесозавод и рыбокомбинат, где нашли бы работу инженеры и технологи. На мой взгляд, сегодня чиновников больше, чем реально работающих на благо общества. Надеюсь, что через 20 лет ситуация станет иной.
Евгений Алексеев, член Совета Федерации РФ от НАО:
– Будущее Нарьян-Мара я связываю в первую очередь с развитием транспортной инфраструктуры. Через 20 лет в городе должна появиться вторая главная магистраль, которая будет способствовать дальнейшему развитию территории в экономическом и социальном плане. Обязательно должна появиться дорога вдоль Печоры, которая свяжет Нарьян-Мар с близлежащими населенными пунктами. А успех проекта по строительству порта в Индиге позволит связать Нарьян-Мар как с самой Индигой, так и с Большой землей. Должно завершиться строительство дороги Нарьян-Мар – Усинск. Хочется верить, что дальше будет проложена дорога, которая свяжет НАО с Сыктывкаром.
Александр Смирнов, руководитель ОАО «Нарьян-Марстрой»:
– Главное, что нужно Нарьян-Мару – это развитие транспортной инфраструктуры. Должна обязательно появиться объездная дорога, которая соединит город с поселком Искателей. И, конечно, до столетнего юбилея нужно достроить дорогу на Большую землю. А дальше фантазия может быть безграничной. Лично мне, для души, хочется, чтобы появился стадион для зимних видов спорта в рамках строительства физкультурно-оздоровительного комплекса в районе Старого аэропорта. Вообще эта зона должна стать большой зоной отдыха и спорта для горожан.
Галина Гуляева, главный архитектор Нарьян-Мара:
– Для Нарьян-Мара есть направление развития до 2030 года – это принятый в прошлом году генеральный план, в котором учтены современные архитектурные тенденции. Нарьян-Мар – активно развивающаяся территория и уже сегодня необходимо строить набережную, большой парковый комплекс, здание театра, пусть даже небольшого.
Наверное, к столетнему юбилею в городе должно появиться здание высшего учебного заведения, музей деревянного зодчества под открытым небом. Идей и предложений очень много: например, недавно депутаты предложили в районе Факела, на Большухе, построить зимнюю зону отдыха для фристайла, сноуборда и снегоходных соревнований. Почему нет? Это очень интересно. Должна появиться оранжерея, был интересный проект строительства аквапарка. Зимней полярной ночью это общественное пространство будет очень востребовано горожанами. Город надо развивать, чтобы жители не покидали его, чтобы оставались здесь, на Крайнем Севере.
Город: стадии роста
С начала 60-х годов XX века Нарьян-Мар начал активно застраиваться в соответствии с генеральным планом. Первые кирпичные здания появились в Нарьян-Маре в 1963 году, первый кирпичный жилой дом был построен в начале 70-х годов. К середине 70-х в городе были проведены центральное тепло- и водоснабжение, введены в эксплуатацию очистные сооружения. В это же время в Нарьян-Маре была проложена сеть автомобильных дорог как в черте города, так и за его пределами для соединения с другими населенными пунктами. В 90-е годы темпы развития города, как и всей страны, снизились. Однако и в это время в Нарьян-Маре было построено несколько жилых домов, здания «Промстройбанка», Расчетно-кассового центра и Федерального казначейства.