«Отцовским живем добрым богатством» – под таким названием в Этнокультурном центре прошел вечер-портрет рода Дарьи Артеевой.
Дарья Николаевна с мужем Прокопием Николаевичем познакомились и поженились в деревне Просундуй, затем переехали жить в поселок Хонгурей. Вырастили и выучили шестерых детей. Прокопий работает председателем СПК «Нарьяна Ты», Людмила живет в городе Печора, она – бухгалтер хлебокомбината, Евдокия окончила медучилище, была специалистом управления здравоохранения НАО, Маргарита работала киномехаником в киновидеоцентре Нарьян-Мара, Владимир – механизатор в СПК «Нарьяна Ты», а Николай – старший специалист радиоузла в поселке Хонгурей.
Вся дружная семья Артеевых – дети, внуки, правнуки, родные, близкие, друзья, земляки собрались вместе, чтобы послушать рассказ о жизни своих предков из рода Филипповых и рода Артеевых.
Северная Ижемская земля. Здесь сложился крепкий, сильный, трудолюбивый народ – коми-ижемцы. Богат этот край традициями и обычаями, отразившими образ и уклад жизни населявших ее людей – оленеводов, охотников, рыбаков. В прошлом веке многие коми-ижемцы – по разным причинам – покинули родные места и расселились по деревням и поселкам нашего округа.
Многодетная семья Сергей Ваня – Ивана Сергеевича Рочева – благополучно жила в деревне Гам Ижемского района. Занимались оленеводством, построили в деревне большой крепкий дом, держали скот, огородничали, ловили рыбу. Детей грамоте обучали. Жили с достатком.
В семье у Сергей Ваня родилось семеро дочерей. Мария (1887–1965) была видной невестой. Наряжалась в богатые парчовые ижемские костюмы, модничала в кожаных сапогах (которые и сегодня хранятся в семье Артеевых). В 1922 году ее посватал богатый оленевод из Большеземельской тундры Николай Егорович Филиппов (1882–1950), вдовец с двумя детьми. Мужчина высокий, сильный и очень красивый, он жил в деревне Бакур Ижемского района, туда и привез молодую хозяйку. Жили хорошо, трудились, поднимали детей.
Беда пришла нежданно
В 1931 году семью раскулачили. Николая Егоровича отправили работать на лесоповал. Тяжелое настало время. У семьи забрали все: дом, оленей, одежду, деньги. Когда раскулачивали, с женщин и девочек сняли даже сережки. Николай Егорович успел только передать родственнику часы на золотой цепочке, которые долго потом хранились в семье дочери Дарьи Николаевны. Удалось, как казалось, спасти что-то из одежды, закопав в землю сундук, но и это добро было найдено и отобрано.
Мария Ивановна находилась в положении и, опасаясь за детей, на лошадях уехала в Пустозерск. Старшие дети мужа от первого брака, Анастасия и Алексей, остались в Бакуре у родственников мужа.
Семья стала жить в Пустозерске у бездетной пары Мавры и Николая. Мавра стала крестной Галины, которая вскоре там родилась. Через два года вернулся Николай Егорович. Сюда же, в Пустозерск, приехала из Бакура и дочь Николая Егоровича, Анастасия. Она вышла замуж за просундуйца Николая Ильича Шевелёва и переехала жить в Просундуй. Вместе с ней переехала и вся семья Филипповых. Поселились в доме у двоюродной сестры – Дарьи Андреевны Шевелёвой. Уже в 1938 году в Просундуе купили они дом – «кузь керка».
Началась война, и Николай Егорович ушел на фронт, воевал в оленно-транспортном батальоне. В 1946 году был комиссован по болезни. Приехал в Просундуй на подсанных. После того, как Николай Егорович вернулся с войны, семья стала потихоньку вставать на ноги. Купили и привезли на оленьей упряжке телку с Качгорта, затем завели овец.
Мария Ивановна пекла хлеб оленеводам, шила им меховую теплую одежду, занималась рыболовством, сбором ягод, ловила куропаток. Тогда давали твердый план: три ухожия на одну женщину (1 ухожие – это путь, на котором расставлены двести силков на куропаток). Пойманную куропатку расправляли, особым способом укладывали (голова под крыло) и заворачивали в сетку, чтобы крылья не торчали. Работа была нелегкой, но делать было нечего, трудное было время.
Талант дед передал Дарье
В семье Марии и Николая Филипповых было восемь детей: Алексей, Анастасия, Марина, Филипп, Галина, Александр, Мария, Дарья. Два сына – Алексей и Филипп – погибли во время Великой Отечественной войны.
Дарья Николаевна родилась в 1928 году в Бакуре. Когда ей было три года, умер ее дед Сергей Вань. Перед смертью он подозвал к себе дочерей с детьми. Даша была самой младшей внучкой. Он попросил, чтобы ее к нему подвели, и сказал, что свой талант, умение и везение он передает ей. А уж на сколько ей это передалось, судить самой Дарье Николаевне.
Она училась год в Пустозерске, потом – до пятого класса – в Тельвиске. Когда началась война, Дарье было 13 лет. Непрерывно трудились жители маленького поселка Просундуй. Ловили рыбу, солили в бочках, отправляли на фронт. Рыбачила и Дарья с утра и до позднего вечера. Вместе со всеми собирала ягоды, грибы, ловила куропаток, косила траву для скота.
Дарья Николаевна подросла и стала красивой девушкой. Взять в жены такую красавицу пытались многие, но она выбрала себе в мужья Прокопия Артеева. Прокопий Николаевич – замечательный труженик. Молодым парнем прошел всю войну. Вернулся с фронта с боевыми наградами за храбрость и мужество.
Род Артеевых происходит из села Мохча Ижемского района. Главные представители рода, от которых идет отсчет, это Николай Данилович и Екатерина Яковлевна Артеевы. Прозвище рода – Ыджыд Дань (Большой Данил), так звали отца Николая Даниловича, а его самого – Дзоля Дань (Маленький Данил).
Благодаря трудолюбию, жили богато, нужды не имели.
«Дед был высокий и здоровый. Носил мешки по 60 килограммов. Был сильным, грамотным хозяином», – вспоминает Дарья Николаевна.
Екатерина Яковлевна родила 12 детей. Семью Артеевых раскулачили, правда, в каком году, мы не знаем. Николая Даниловича арестовали и отправили на лесозаготовки, где заключенных держали впроголодь, неодетых и необутых. Многие заключенные умирали.
Свой срок Николай Данилович сумел отработать. Но до семьи ему не суждено было дойти. Умер, возвращаясь после освобождения. По дороге страшно голодал, питался, чем придется и, в конце концов, отравился. На лодке его тело довезли до села Мещанское и там похоронили.
Екатерина Яковлевна осталась без мужа, без дома, без хозяйства, без куска хлеба. На руках – десять детей. Жен и детей раскулаченных тоже не жаловали и пришлось ей бежать на чужбину. Не знала она, что их ждет, но собрала детей и поехала с оленеводами, которые со стадами шли к морю.
Остановилась в Пустозерске, где родила дочь Марию. Остался у нее от их хозяйства небольшой чум. С этим чумом потом она переехала в Просундуй. Летом с детьми жила в чуме, а зимой просилась на постой.
Екатерина Яковлевна много перенесла на своих женских плечах непосильных лишений. Но вырастила достойными людьми четырех сыновей и пять дочерей: Якова, Фёдора, Егора, Илью, Марию, Галину, Ирину, Ксению, Евдокию.
В 1949 году Екатерина Яковлевна умерла и была похоронена на Просундуе. На могиле стоит крест, где есть только дата ее смерти. Сколько лет она прожила, неизвестно. Четырех сыновей она проводила на войну. Одной из причин ее кончины стали две страшные похоронки на Якова и Егора.
Уезжая из дома, Екатерина Яковлевна взяла с собой икону Божьей Матери, именуемую «Знамение», изображающую Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно поднимающую руки свои, на груди ее – божественный младенец. Эта икона занимала почетное место в красном углу в доме Николая Даниловича Артеева. Она сохранилась и передается по наследству.
Благодаря православной вере, переданной от отцов, воспитанию в семье послушания и трудолюбия два ижемских рода – Артеевых и Филипповых – с удивительным смирением и терпением перенесли все тяготы жизни. Сумели встать на ноги, остаться патриотами своей страны и воспитать детей достойными людьми.
Ольга Коцюбанская